Ви є тут

Общественные организации как субъект социальной работы

Автор: 
Пшеницына Ольга Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000288209
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Соцпальч*»/! работа как процесс и структура реализации
современной социальной политики 12
1.1. Модели социальной политики в современном мире 12
1.2. Социальная работа: единство системы и структуры 45
1.3. Субъекты социальной работы 65 Глава 2. Социальная работа в деятельности общественных
организаций: проблемы и перспективы 89
2.1. Российские общественные организации:
история п современность 89
2.2. Проблемы повышения эффективности социальной работы общественных организации 117
Заключение 148
Список і іспользоианноп ліітературьі 153
ВВЕДЕНИЕ
Современные преобразования в социальной жизни затрагивают сущностные основы бытия и функционирования российского общества. В результате длительных и сложных политических, экономических и социальных трансформаций институтов, в России складывается новый тип государства, изменяется его сущность. Процессы, происходящие в современном российском обществе, оказывают существенное влияние на формирование социальной политики. Изменяются ее социальные функции и содержание. Идет поиск современных эффективных средств социальной защиты населения. Стало актуальным внедрение новых моделей социальной работы, формирование механизмов ее реализации, направленной на активизацию потенциала человека.
В современном российском обществе происходит переход от од-нополюсности в осуществлении социальной политики по схеме “государство-личность” к многополярности. Общественные организации совместно с государством берут на себя функции по осуществлению социальной политики. В связи с этим актуально определение их места и роли в становлении и развитии социальной работы в современной России. Особо важное теоретическое и практическое значение приобретает изучение партнерства между социальными субъектами -государственными, коммерческими и общественными организациями.
Степень научной разработанности проблемы.
Процесс институциализации социальной работы и развитие ее как отрасли научного знания вызвали интерес многих исследователей. Появилось большое количество научных публикаций по данной проблеме.
Литературу по теме диссертационного исследования условно можно разделить на несколько блоков. К первому блоку относятся
15
свободой и равенством стартовых возможностей. Такой тип взаимоотношений можно условно назвать либеральным. Приоритет отдастся активности людей в гражданском обществе перед государством, основополагающая роль в осуществлении социальной политики принадлежит частным учреждениям социальной работы, общественным организациям и объединениям, играющим немаловажную роль в реализации принципов социальной политики, формирующим собственные взгляды, цели методы.
Таким образом, каждое государство на основе социально-экономических и идеологических принципов организации общественной жизни выстраивает свою социальную политику. Можно в этом логическом контексте утверждать, что каждое государство обладает уникальной социальной политикой, воплощающей в себе единство общеисторических, особенных, свойственных определенному типу социальных систем и единичных, слоя:ївшихся в истории нации, закономерностей. Именно это обстоятельство позволяет в исследовании социальной политики применить метод моделирования (идеальных типов), посредством которого возможно сравнение структуры явления, характеризующего общее и особенное в социальной истории отдельных обществ. Модель понимается нами как аналог (схема, структура), отражающая или воспроизводящая определенный фрагмент социальной реальности. Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале, его свойствах и структурах, для преобразования или управления ими.
В литературе выделяют три основные модели социальной политики. В основе типологии лежит степень и характер участия государства в обеспечении благосостояния населения, диапазон оказываемых государством социальных услуг и возможности партнерства социального субъекта в обеспечении благосостояния в обществе. То есть исследователи исходят из подхода, заложенного в
16
так называемое “узкое” содержательное понимание социальной политики. Мы не отвергаем его, но констатируем, что предложенные модели “отвечают” и нашему определению.
Автором первой типологии является Р. Титмус. В типологию моделей социальной политики Р.Титмусом положен принцип финансирования социальной сферы. И сходя из этого, он выделяет “остаточную” модель, модель “индустриально-экономического развития“ ». “государственно-перераспределительную” модель4. При этом “остаточная” модель в его классификации по своему политическому содержанию является консервативной, основным субъектом социальной политики выступает семья и. структуры частного страхования, а финансовую ответственность за их деятельность несет государство. Данное Р.Титмусом научное название данной • модели - “патерналистская” подразумевает не государственный, а общественный патернализм, т.е. покровительство и опеку со стороны общественных институтов по отношению к наиболее нуждающимся членам общества, неспособным к самообеспечению. Основное противоречие данной модели заключается в том, что главным субъектом социальной политики являются общественные структуры, а финансовая ответственность почему-то возлагается на государство. Модель “индустриально-экономического развития” исследователь обозначил как либеральную по ее политическому содержанию. Название данной модели корпоративистстгая, в качестве основного субъекта социальной политики выделяются предприниматели. По нашему мнению понятие “корпоративистская” предполагает, что не может быть одного главного субъекта социальной политики. На практике, кроме предпринимателей в осуществлении социальной политики участвуют
* См.: Козлов А.Л. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1998.