Ви є тут

Производство гендерного дискурса в поле региональной журналистики

Автор: 
Рыгина Лика Сергеевна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193815
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЯ ДЛЯ
ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА СМИ..............................19
ГЛАВА 2. ЖУРНАЛИСТИКА В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ..................................38
ГЛАВА 3. ГЕНДЕРЫЙ ДИСКУРС В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЕ.....63
ГЛАВА 4. ПОЛЕ РЕДАКЦИИ: ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА ГЕНДЕРНО
СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ...........................101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................134
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................156
ВВЕДЕНИЕ
Наряду с ощутимыми улучшениями в абсолютном социальном статусе женщин большинства индустриально развитых и развивающихся стран во второй половине XX века многочисленные факты свидетельствуют о том, что гендерный дисбаланс продолжает сохраняться и оказывает существенное влияние на эффективность стратегий, нацеленных на социальное, экономическое и культурное совершенствование как отдельных индивидов, так и социума в целом.
В связи с этим мировое сообщество оценивает сегодня гендерный паритет как неотъемлемую составляющую общей концепции равенства [23, с.7], побуждая национальные государства включать императив выравнивания гендерных статусов в политическую повестку дня, реализуемую на практике посредством различных социальных институтов, значительная роль среди которых принадлежит средствам массовой информации.
Актуальность обращения данного диссертационного исследования к анализу института масс-медиа определяется тем, что реальный гендерный дисбаланс не только отражается в символической продукции, но и воспроизводится посредством массовой культуры. СМИ выступают одним из аспектов повседневности современного человека, оказывая влияние на все возрастные слои населения и все профессиональные группы. И в этом случае распространение критического знания о механизмах создания и поддержания гендерных предубеждений и гендерных стереотипов, которые очень часто стоят на страже социальных устоев, ограничивающих жизненные шансы людей, становится одной из задач современной науки.
Озабоченность ООН ролыо средств массовой информации в практической реализации идей гендерного равенства нашла отражение во внушительном количестве международных документов по правам человека и в национальных юридических нормативах. Однако идеи, содержащие дискриминационные и оскорбительные оценки мужчин либо женщин как социальных групп, не
отношений между различными агентами поля; характер габитусов участников медийного производства. Гендерный дискурс, являясь продуктом структурирования со стороны внутренних и внешних сил, одновременно выступает структурирующим фактором, вынуждая журналистов производить репрезентации, укладывающиеся в устоявшуюся логику.
2. Специфика отношений на уровне макропорядка для саратовской прессы, фиксируемая в заключениях информантов, определяется выраженной субординацией полю политики и, прежде всего, агентам государственных структур. В отличие от реалий европейских СМИ большинство саратовских общественно-политических газет существуют за счет дотаций и не являются полноценными участниками рыночной конкуренции; отдельные категории изданий вообще действуют вне законов монетарной экономики. Лишь незначительное число печатных масс-медиа включено в рыночные отношения, что, с одной стороны, предоставляет им большую свободу, а с другой -неизбежно форматирует производство информации согласно требованиям общества потребления.
3. На субуровне производство гендерно ориентированной информации формируется интересами учредителей, а также характером распределения значимых в поле редакции ресурсов, схемой организационного управления и производственной спецификой структурных подразделений, габитусами менеджеров и рядовых сотрудников, общими эффектами медийного производства (эффекты банализации, конформизации, «круговорот информации»). Жесткая структура и ориентация на обслуживание интересов определенного учредителя задают достаточно узкие рамки, ограничивают число каналов получения информации, приучают сотрудников действовать стереотипно. Более демократичный характер менеджмента и организации редакционной повседневности, отмеченный в одном из изученных коллективов, позволяет расширять репертуар гендерных тем и подходов к их освещению; ориентация на участие в рыночной конкуренции, с другой стороны, вынуждает
журналистов к поиску, прежде всего, скандальных и экстраординарных сюжетов.
4. Стремление сочетать либеральные идеологические ориентиры с государственно-центристскими установками в первом случае и традиционалистскими во втором порождает ситуацию рассогласования ценностно-нормативной системы в репрезентациях гендерных отношений рассмотренных изданий. Проблематизация прежних гендерных норм и моделей в публикуемых материалах остается без удовлетворяющего ответа. Недостаточность обратной связи с читателями как с представителями гражданского общества, а также устоявшаяся практика профессиональной социализации молодых специалистов на примерах старших коллег замыкают круг воспроизводства неопатриархатного дискурса.
5. Проявления гендерного дисбаланса и сексизма не отслеживаются и не рефлексируются в редакциях в связи с тем, что правовые и этические стандарты не утвердились пока в качестве составляющей культурной программы профессионального поля региональной журналистики. Существующие
механизмы внешней регуляции деятельности СМИ (законодательство, судебное производство) и внутренней саморегуляции журналистского сообщества не обеспечивают соблюдения стандартов гендерной корректности и справедливости в публикуемых материалах.
6. Концептуальный анализ организации и функционирования средств массовой информации в условиях трансформирующегося российского
общества открывает перспективы оптимизации социальных отношений, связанных с процессами производства и потребления информации, позволяет разработать эффективные схемы модернизации СМИ как социального
института, призванного обеспечивать реализацию принципов развитой демократии и законности, стимулировать гражданскую активность населения и проявления позитивной солидарности.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Сформулированные рекомендации по совершенствованию стратегий и методов