Ви є тут

Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ

Автор: 
Балилемва Буберва
Тип роботи: 
сравнительный анализ
Рік: 
2005
Артикул:
193706
179 грн
Додати в кошик

Вміст

»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................3
Глава I. Становление и развитие института коммерческого радиовещания
в США............................................................10
§ 1. Институт коммерческого радиовещания..............................—
§ 2. Основные этапы и тенденции развития коммерческого радиовещания
в США............................................................22
§ 3. Основные особенности коммерческих радиостанций в США ♦ (опыт Иыо-Йорка)..................................................35
Глава II. Становление и развитие института коммерческого радиовещания
в России.........................................................43
§ 1. Развитие российского общества и средств массовой информации
в 90-х годы XX века............................................. —
§ 2. Становление и развитие коммерческого радиовещания в России —
его основные этапы и тенденции развития..........................57
§ 3. Коммерческие радиостанции в российском радиоэфире...............59
§ 4. Развитие коммерческого радиовещания в Санкт-Петербурге..........78
Глава III. Сравнительный анализ коммерческого радиовещания в США
и России.........................................................90
Заключение...............................................................108
Приложение...............................................................111
Синеок использованной литературы.........................................121
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Развитие современного общества немыслимо без мощных информационных потоков, оказывающих воздействие на общественное сознание, глубину преобразований во всех областях жизни социума. Кардинальные реформы изменили в 1990-е годы облик российского общества. В результате перехода к рыночным отношениям образовались разнообразные формы собственности, например частная, государственная и муниципальная. Кроме того, развитие рыночной экономики способствовало созданию новых средств массовой информации - (СМИ), в частности, коммерческого радиовещания.
Все это говорит об актуальности темы и требует специальных исследований. Тем не менее эта проблема не нашла должного отражения в современной российской научной литературе. Малоисследованными остаются такие се аспекты:
• коммерческое радиовещание как социальный институт российского общества;
• взаимосвязь этого института с другими институтами;
• социальные функции коммерческого радиовещания.
Степень разработанности темы
Роль СМИ в современном российском обществе заметно возросла и в последнее время к ним проявляют все больший общественный интерес, в частности к коммерческому радиовещанию.
мире посвящена книга Д.Маллуэила «Введение в теорию массовых коммуникаций».2
Исследованию различных аспектов деятельности СМИ уделялось большое внимание и в работах отечественных авторов. Например, в работах Н. П. Попова, Э. А. Иваняна, О. А. Феофанова анализируются структура СМИ, функции и внешнеполитический аспект3. В разработку концепции СМИ свой вклад внесли другие российские социологи Ю.М.Осипов, Ю.П.Андреев, Н.М.Коржевская, Н.Б.Костина и М.М.Назарова.
Рассмотрению вопросов транснационализации СМИ и коммуникации, борьбе за новый информационный порядок посвящены работы Е.Ч.Андрунаса, С.М.Гуревича, Е.В.Ермишина, А.Б.Поклада, Н.И.Юди-на и др.4
Институциональный подход к анализу СМИ нашел место в работах американских социологов Ч.Ранта, которые предложили общую модель для изучения функционирования массовых коммуникаций. Она основана на тесной связи двух звеньев: коммуникатора и реципиента, являющихся членами одного и того же общества. По-
2 AfcQual D. Mass Communication Theory: An introduction. London, 1994; Lcizarfcld P. F., Morion R. K. Mass Communication, Popular Taste and organized Social Action / Ed. by W. Sharamm. Urbana, I960.
3 Попов H. П. Индустрия образов: идеологические функции средств массовой информации в США. М., 1986; Пвапяп Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый Дом и пресса. М., 1991; Феофанов О. А. Агрессия лжи. М., 1987.
4 Андруиас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1977; Ермшшш E.D. Международный обмен информацией: правовые аспекты. М., 1988; Поклад А. Б., Юдина II.U. Массовая информация: Международное общение или подрывная пропаганда. М., 1987.
12
*
этому участие их в процессе коммуникации должно анализироваться с учетом как их связи с общественной микроструктурой (первичные группы), так и этих микроструктур в макроструктуре общества5.
На понимании СМИ как социального института акцентирует внимание формулировка Райта, который пишет, что «массовая коммуникация есть целостная институциональная система, основными функциональными элементами которой являются индивид, группа, общество и культура»6.
Для дальнейшего исследования мы решили рассматривать и анализировать другие концепции, в которых рассматриваются различные аспекты СМИ как социального института.
В рамках социологии СМИ проблема коммерциализации СМИ нашла отражение в работах представителя социально-экономического институционализма Дж.К. Гэлбрейта, согласно которым основы взаимодействия СМИ, общества и государства связывают с отношениями прав собственности на каналы массовых коммуникаций. В контексте этого подхода проводится анализ тенденций коммерционализации СМИ.
Анализ различных концепций или подходов изучения СМИ позволяет получить многомерную картину, затрагивающую количественные структурные, качественные стороны коммерческого радиовещания как самостоятельного вида СМИ, оценивающего его деятельность на всех стадиях — от производства информации до ее потребления.
5 См.: АІатюшсвич П. II. Массовые коммуникации, их структура и социальные функции. Л., 1969. С. 11.
6 Розанова ІО.М. Взаимодействие телевидения и государства в США, Западной Европе и России: Автореф. канд. дис. М., 1998. С. 161.