Оглавление
Введение 3
Глава 1. Информационная культура: генезис и состояние .............14
§ 1 .Методологические и социокультурные проблемы
анализа информационной культуры 14
§2. Место и роль информации в современном .................50
обществе
Глава 2. Личность в условиях становления и развития информационной культуры в российском обществе 74
§1. Роль социокультурной среды в становлении
информационной культуры личности 74
§2. Личность как субъект реформ 86
§3. Социологические аспекты проблемы негативного
воздействия компьютеров на человека в обществе .......117
Заключение 126
Список использованной литературы 130
3
Введение
Устойчивый рост внимания к проблеме информации в последнее время в науке и других сферах социальной деятельности сам по себе отражает определенные объективные тенденции повышения роли информационных процессов в развитии общества. В контексте этих тенденций информационные потребности постоянно растут, что ведет к повышению значимости информации в развитии всех сфер социальной деятельности, и прежде всего науки, информационный аспект которой определяет в целом ее специфику. Информация стала мощным средством, фактором интенсификации общественного производства, повышения его эффективности, важным фактором прогресса общества в целом.
Актуальность темы исследования обусловлена наблюдающимся процессом перехода российского общества в условиях трансформации к качественно новой эпохе к информационному обществу, что в свою очередь влечет за собой формирование нового типа личности. Характеризуя современное состояние процесса, важно отметить сложившееся отставание российского общества в этой сфере от стран Запада, вызываемое ограниченностью материальных ресурсов, технических средств. Как следствие, заметна недостаточная разработанность данной проблемы в отечественной науке.
Основными чертами информационного общества являются его информатизация, т.е. превращение информации в важнейший глобальный ресурс, создание новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники. Перечисленные факторы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социальной системы, изменению среды, под влиянием которой меняется личность. Все это обуславливает обширный круг
14
Глава 1. Информационная культура: генезис и состояние
§ 1. Методологические и социокультурные проблемы анализа
информационной культуры
В последние годы, развитые страны быстро движутся к информационному обществу - к «такому обществу, в котором качество жизни, а также перспективы социальных изменений и экономического развития зависят все больше и больше от информации и ее использования»1.
Недооценка социокультурных аспектов информатизации общества порождает представление о ней как об исключительно инженерной, технологической задаче. Перестройка образования в нашей стране призвана преодолеть сложившийся стереотип мышления. Самая насущная социальная потребность заключается сейчас не столько в расширении процесса информатизации, сколько в его гуманизации, решении всех возникающих проблем с учетом целей, потребностей и возможностей человека.
Процессы информатизации общества требуют тщательной подготовки к ним. Опыт показывает: если не готовы люди, компьютеры не могут улучшить дело.2
Очень многое зависит от глубины и широты кругозора, культуры, специальных знаний тех, кто трудится в области информатики, а не от одного только желания работать в этой области. Хотя специалистов в этой области немало, тем не менее - это лишь небольшая часть трудоспособного населения страны. Наиболее трудоемким процессом, составляющим саму сущность информатизации, будет процесс «стыковки» живой ткани
1 Martin W.J. The information society - idea or entity?// Aslib Proc. L., 1988. Vol. № 11/12. C. 303-309.
2 Сухи на В.Ф. Человек в мире информатики. М., 1992. С. 106-111.
15
общества, социальной среды, с компьютерными сетями и средствами связи, которые нередко в зарубежной и отечественной литературе образно называют нервной системой общества.
С прогрессом информатики произойдет подлинная революция в приобщении человека к культурному богатству, накопленному человечеством. Эго станет возможным за счет подключения персонального компьютера или даже гораздо более простой телеприставки к самым разнообразным информационным сетям. Таким образом, увеличение информационного потенциала людей будет обогащать их духовный мир, и способствовать культурному развитию.
Проведем анализ состояния и перспективы основных составляющих информационного общества и их влияние на социологию.
Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. В отечественной литературе готовность сопоставить различные дефиниции культуры позволила Л.Е.Кертману насчитать свыше 400 определений.1
Назовем некоторые специфические подходы к культуре, рождающие как нам кажется, несовпадающие определения этого феномена. Первый среди них - философско-антропологический. Культура в этом случае понимается как выражение человеческой природы. Она выводится из особенностей самого человека как особого рода сущего. Различные черты культурного процесса непосредственно вычитываются из человеческой натуры. Культура при этом оценивается как развернутая феноменология человека. Однако последовательный философско-антропологический подход к культуре реализуется крайне редко.
Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург, 1993. Ч. 1. С. 12.
- Київ+380960830922