Оглавление
Введение------------------------------------------- 3 стр.
Глава 1.
Раздел 1. Как Смоктунович стал Смоктуновским — 12 стр.
Раздел 2. Фарбер-----------------------------------28 стр.
Глава 2.
Раздел 1. Князь Мышкин-----------------------------31 стр.
Раздел 2. Царь Федор Иоаннович---------------------69 стр.
Раздел 3. Иванов-----------------------------------98 стр.
Раздел 4. Дорн-------------------------------------131 стр.
Раздел 5. Часовщик из «Кремлевских курантов» — 146 стр.
Раздел 6. Иудушка Головлев-------------------------153 стр.
Глава 3. Заключение--------------------------------208 стр.
Литература-----------------------------------------250 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Иннокентий Смоктуновский, один из актеров, определивших облик отечественного театра второй половины XX века, с момента своего появления в роли князя Мышкина, оказался в центре внимания театроведов, исследователей и историков театра. Литература о нем может составить многотомное собрание сочинений. «Сотни статей, рецензий, интервью — целая библиотека периодики, книги на русском и иностранных языках посвящены творчеству артиста, — писал Виктор Дубровский, автор-составитель одной из самых представительных работ об этом актере. Для своей документальной повести «Иннокентий Смоктуновский: жизнь и -роли» Виктор Дубровский проделал титаническую работу по сбору самого разнородного материала: документов, свидетельств и воспоминаний современников, выдержек из рецензий, монтаж которых составил целостное повествование о судьбе Иннокентия Смоктуновского. Книга Елены Горфункель «Смоктуновский» воссоздаст путь актера с начала его деятельности в театре и до конца восьмидесятых годов, исследователь талантливо и доказательно вычерчивает творческий облик артиста, определяет круг тем его творчества, анализирует его работы в кино и театре.
Особое место принадлежит книгам самого артиста («Быть», «Время добрых надежд»), где он «проигрывает» различные моменты своего детства, юности, военных лет, годов скитаний и десятилетий напряженного труда «первого актера» в ведущих театрах страны и в кинематографе. Способ авторского толкования события, его взгляд на те или иные эпизоды, наконец, сохраненное в книге «актерское
3
вораживающего сна». Очарованным странником шел, куда вела судьба, как губка, впитывая впечатления, не зная, где и когда они отзовутся.
Толчком к пробуждению стали похвалы отдыхающих в Махачкале актеров Риммы и Леонида Марковых. Вернувшись в Москву в свой Театр Ленинского комсомола, они рассказали об открытом в Махачкале таланте Софье Гиацинтовой. Между Смоктуновским и Театром Ленинского комсомола завязалась переписка о возможном приглашении в труппу. В архиве лежат две телеграммы от Гиацинтовой. Октябрь 1954 года: «Ждем вас дебют тчк случае вашего согласия телеграфьте в чем будете дебютировать Гиацинтова»21. 24 октября 1954: «Предлагаем дождаться января не ссорьтесь театром посмотрим вас позже (...) Гиацинтова»2 .
Ждать нетерпеливый актер не стал.
Похвалил его манеру исполнения за самобытность и Андрей Гончаров. В воспоминаниях Смоктуновского беседа с Гончаровым на волнах Каспия похожа на эстрадную репризу.
« — Вы на удивление живой артист, Кеша. Где вы учились? Что кончали?
— По актерскому ничего... Ничего не кончал.
— Ах, вот откуда эта самобытность. Ну, что ж, бывает и так»23.
Смоктуновский воспринял беседы с Марковыми и с Гончаровым как толчок к действию. «Если за пять лет я не смогу сделать ничего та-
21 Телеграмма С. Гиациктовой. октябрь 1954, ГЦТМ, опись 1. ед.хр. № 624.
22 Телеграмма С. Гиацинтовой. 24 октября 1954, ГЦТМ, опись 1. сяхр. №631.
и Время добрых надежд. С. 100.
25
- Київ+380960830922