Ви є тут

Дизайн учебной книги в России : художественно-техническое оформление азбук и букварей: история и современная практика

Автор: 
Андреева Вера Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277600
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................3
ГЛАВА I
УЧЕБНАЯ КНИГА КАК ОДНА ИЗ СФЕР ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (XVI - нач. XX вв.)
1.1. Формирование жанровых особенностей в графике учебных
изданий ХУ1-ХУП вв_______________________________________ 20
1.2. Перестройка системы художественно-технического оформления
книг по европейскому образцу ________________________ .38
1.3. Становление эстетических основ в учебных
книгах 2-й пол. XVIII — 1-й пол. XIX вв..... __- ........... 49
1.4. Дифференциация учебных изданий во 2-й пол. XIX - нач. XX вв 59
ГЛАВА II
ПУТИ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНЕРСКИХ ПОДХОДОВ В УЧЕБНОМ КНИГОИЗДАНИИ XX в.
2.1. Практика конструирования учебников в 1920 - пер. пол. 1930 гг ...—.64
2.2. Поиски принципов стандартизации и типизации в художественно-техническом оформлении 2-й пол. 1930 - сер 1950-х гг .....90
2.3. Переход к художественно-техническому конструированию
учебной книги в конце 1950-1980-х гг.... . ........... 108
ГЛАВА III
СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ В ДИЗАЙНЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА
3.1. Особенности дизайна учебных изданий в постперестроечный период (издательство «Спецлитература») ............................. 118
3.2. Проблемы формообразования при разработке дизайн-концепции УМК «Времена» («Издательство «Дрофа* Санкт-Петербург» и
«\VSiP Польша*)...............................................132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................140
ПРИМЕЧАНИЯ...........................................................146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................150
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ...................................................162
ПРИЛОЖЕНИЕ. ИЛЛЮСТРАЦИИ..............................................165
ВВЕДЕНИЕ
Значимость графического дизайна как профессиональной деятельности в повседневной российской действительности с каждым годом возрастает, наблюдается растущий спрос на специалистов одного из его наиболее перспективных направлений, а именно - книжного дизайна. Структура издательского бизнеса в постперестроечный период изменилась коренным образом. Вслед за этим произошли изменения в ассортименте издаваемой литературы, однако издание учебной книги осталось по-прежнему востребованным, и приобрело особое значение в связи с национальной программой образования. В России сегодня имеется более 60 издательств, научнопедагогических и технических центров, выпускающих учебную, педагогическую, учебно-методическую, развивающую литературу. В связи с этим приобретает актуальность исследование их художественно-конструктивных особенностей и проблема самой методики проектирования учебных изданий.
В настоящее время невозможен и неприемлем дизайн учебной книги не связанный с социологическими, психологическими аспектами жизни, со знанием и представлением о формировании жанровых особенностей учебных изданий, с реалиями книжного рынка, наличием цифровых технологий. Перефразируя слова В. Папанека1 о роли дизайнера в каждом конкретном коллективе, необходимо сказать, что дизайнер в издательстве, выпускающем учебные книги, является звеном, соединяющим разных специалистов между собой.
Процесс создания современного учебника затрагивает педагогику, социологию, искусствоведение, книговедение, политическую и экономическую науки, издательское дело, полиграфическое производство и пр. Учебник является определенным показателем социо-
-3-
2.4.7.1166-02) для учебных изданий общего и начального профессионального образования.
В настоящее время в России отсутствуют публикации с исчерпывающей информацией по проблемам дизайна школьного учебника (включая буквари), с анализом исторических предпосылок жанра, с периодизацией этапов графического проектирования, исследованием путей развития дизайнерских подходов и современных художественно-коммуникативных принципов.
В связи с вышеизложенным, как видится, приобретает актуальность проблема исследования художественно-коммуникативных особенностей азбук и букварей в исторической ретроспективе, как продукта, объединяющего типографику, шрифтовое проектирование и иллюстрации, обеспечивающего создание эффективных связей между источником информации и начинающим читателем.
-19-
ГЛАВА І.
УЧЕБНАЯ КНИГА КАК ОДНА ИЗ СФЕР ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (XVI - НАЧ. XX ВВ)
1.1. Формирование жанровых особенностей в графике учебпых изданий XVI—XVII вв.
В восточнославянской традиции XVI - XVII вв. азбуки и буквари не были собственно детской учебной книгой. Букварь представлял собой общеобразовательный нормативный сборник филологического и религиозно-догматического содержания.
Азбуки и буквари были тесно связаны с основными филологическими жанрами в своей письменной культуре - в первую очередь с фонетико-орфографи-ческими и грамматическими статьями, грамматиками, а также азбуковниками, получившими распространение во второй половине XVI и XVII в. В состав азбуковников входили разнообразные словарные материалы, статьи о создании письма, об орфографии и грамматике; азбуки; конфессиональные тексты (символ веры, катехизис или его фрагменты, молитвы и т. п.); элементы православного календаря (пасхалии, правила расчета дней Пасхи и т. п.); различные обращения и другие материалы.
Наиболее ранние из сохранившихся азбук и букварей относятся к XVI в. Однако можно предполагать, что те или иные руководства для овладевающих грамотой существовали издавна. Среди памятников новгородского берестяного письма обнаружены многочисленные записи упражнений, которые сопровождали обучение грамоте: буквы от а до я; склады, сначала по алфавиту первых согласных (от б до щ), затем вторых гласных; буквы вразбивку; ряды букв, имеющих числовые значения, и т. п. Древнейшая берестяная азбука относится к ХН-ХШ вв., имеет форму свитка с процарапанным (выдавленным),
-20-