Ви є тут

Архитектурные приемы модернизации общеобразовательных школ и их системы в структуре крупного города : исследования и рекомендации на примере г. Ярославля

Автор: 
Буник Ольга Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278278
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................4
ГЛАВА 1. Опыт школьного строительства Ярославля................ 9
1.1. Появление в Ярославле первого училища 1207г......... 10
1.2. Появление системы учебных заведений в Ярославле.... 11
1.3. Учебные учреждения Ярославля второй половины
XVIII века.......................................... 14
1.4. Учебные заведения Ярославля первой половины Х1Хв. 19
1.5. Школьное строительство Ярославля второй половины
XIX века.............................................23
1.6. Школьное строительство Ярославля начала XX века... 32
1.7. Школьное строительство в Ярославле 1917-1940 гг 40
1.8. Послевоенное школьное строительство Ярославля 47
1.9. Школьное строительство Ярославля в конце XX века.. 52
1.10. Выводы..............................................56
ГЛАВА 2. Теоретическая модель школьной сети города Ярославля и составляющих ее школьных зданий с позиции современных требований........................................ 59
2.1. Социально-экономические реформы..................... 60
2.2. Территориально-демографические предпосылки 67
2.3. Педагогические требования........................... 79
2.4. Санитарно-гигиенические требования.................. 93
2.5. Выводы............................................. 102
ГЛАВА 3. Концепция методологических основ и рекомендаций
по совершенствованию и модернизации существующей сети и типов общеобразовательных школ.............. 107
3.1. Структурная организация ученических
коллективов........................................ 107
3.2. Информатизация и оптимизация учебного пространства............................................ 125
2
3.3. Методы повышения эксплуатационных качеств
школьных зданий............................. 134
3.4. Приемы модернизации школьной сети г. Ярославля.. 142
3.5. Приемы модернизации типов существующих школьных зданий ............................................... 153
3.6. Выводы........................................... 158
Заключение................................................. 164
Список литературы ......................................... 167
Иллюстрации................................................ 180
3
Ярославское народное училище преобразовалось в 4-х классную губернскую гимназию, и одновременно с ней открылись низшее училище - уездное и два приходских. Учение в новооткрытой гимназии происходило в том же виде, как и прежде в Главном народном училище. Размещение учащихся происходило по степени познаний в гимназию или в уездное училище. На первое время в гимназию было принято 50 учеников, в уездное училище - 59, остальные же желавшие учиться, едва умевшие читать и писать, в числе 42, помещены были на время при уездном училище в особом приготовительном отделении. По приспособлению классных комнат гимназия, и уездное училище размещались с 25 сентября 1805 года в Доме призрения ближнего /100/. Только с августа 1812 гимназия перешла в переданный ей губернаторский дом, не вполне ещё и тогда отделанный, а уездное училище разместилось в городском здании на улице Пробойной дом №10. В то время его называли "Розовским". С этого момента начинается целый ряд странствований Ярославской гимназии по различным помещениям; она помещалась и в дворянском доме у Спасских казарм и в городском доме, на Ильинской площади, совместно с городской Управой (рис. 1.5; 1,6). И лишь к концу века для нее было спроектировано отдельное здание. По своему курсу гимназия была продолжением уездного училища, и в ней преподавались: Закон Божий, русская словесность, логика, психология, эстетика и нравственная философия, математика, физика и естественная история, всеобщая и русская история, география и статистика, политическая экономия, коммерческая наука и технология, латинский, немецкий и французский языки, чистописание, черчение и рисование [98].
В 1803 году на долю Ярославля выпал редкий и счастливый жребий - иметь у себя высшее учебное заведение. На средства Павла Григорьевича Демидова, открылось в городе "Демидовское высших наук
20
училище”, позднее преобразованное в полный юридический факультет. Под помещения училища был дан казною бывший архиерейский дом, обращенный незадолго до того в казённое ведомство. К 1805 году училище окончательно устроилось и открыло свою деятельность. Тогда же утверждён был Устав и штат его [118]. Уставом были определены следующие предметы преподавания: словесность древних языков и российское красноречие, философия, право естественное и народное, чистая и смешанная математика, естественная история, химия и технология, политическая экономия и наука финансов. Для преподавания этих предметов назначено 7 профессоров. Управление училища во всех отношениях вверено было проректору и совету. По окончании года проректор с советом должен давать отчёт совету московского университета об управлении и расходах.
В 1833 году училище переименовано в Лицей, а численность студентов обучаемых этим Лицеем к 1835 году достигла 100 человек [77].
Таким образом, реформа 1804 года коснулась только организационной структуры учебных заведений, оставив без изменений существующую систему размещения школ и сами здания. Вместе с тем во всех типах школ был установлен предметный способ преподавания с общим сроком обучения 7 лет. Твердое расписание занятий, необходимый набор учебных помещений и правила зонирования зданий. Отечественная война 1812 года вообще на 10 лет прервала развитие школьного строительства в России.
1 822 год отмечен для Ярославля, проводимыми работами по благоустройству города, засыпаются рвы, срываются валы земляного города и разбивается широкое полукольцо бульваров [21]. Образуется цепочка городских площадей, сформированных зданиями светского характера. Реформаторские нововведения позволили приступить ведущим
21