г
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЩШ
ВВЕДЕНИЕ (обоснование темы, цели, задачи, границы исследования, метод работы, краткая аннотация основных положений, выносимых на защиту) стр. 4
ГЛАВА 1. Тенденции развития архитектуры общественно-торговых центров городского значения. Обзор исторического и современного опыта.
1.1 Этапы формирования архитектуры торговых и общественно-
торговых зданий в исторических городах стр. 16
1.1.1 торговые зоны в историческом городе стр.16
1.1.2 гостиные дворы стр. 17
1.1.3 торговые пассажи стр. 20
1.1.4 универсальные магазины начала XX века стр. 26
1.1.5 развитие торговли в советский период стр. 28
1.1.6 ярмарки и выставки продажи стр. 37
1.2 Современный опыт Формирования архитектуры общественно-торговых
центров в крупнейших городах_______________стр. 43
1.2.1. особенности формирования торговых зон на современном этапе
1.2.2. современные зарубежные общественно-торговые центры
1.2.3. современные общественно-торговые центры в городах России
1.2.4. подземные общественно-торговые центры
1.2.5. классификация офисных помещений Выводы по главе
стр. 44
стр. 49
стр. 51 стр. 53 стр. 55 с гр. 60
2
ГЛАВА 2. Средства формирования архитектуры общественно-торговых центров.
2.1 .Основные аспекты организации общественно-торговых
зон в крупнейшем городе стр. 63
2.1.1 градостроительные аспекты стр. 63
2.1.2 объемно-планировочные аспекты стр. 64
2.1.3 функционально-технологические аспекты 2.1.4 архитектурно-художественные аспекты 2.1.5 социально-экономические аспекты 2.1.6 историко-культурные аспекты 2.1.7 экологические аспекты 2.2.Особенности планировочных схем объектов торговли стр. 65 стр. 66 стр. 67 стр. 68 стр. 69
(типология') стр. 70
2.2.1 протяженная (линейная) и компактная схемы стр. 73
2.2.2 линейно-узловая схема стр. 78
2.2.3 «Г»-образная узловая схема 2.3 . Пешеходно-транспортная организация общественно- стр. 80
торговых центров стр. 83
2.4.Роль большепролетных конструкций в Формировании архитектуры
общественно-торговых центров стр. 86
2.5. Особенности формирования архитектурного облика в условиях
реконструкции сгр. 90
2.6.3начение архитектурного прогнозирования тенденций формирования
общественно-торговых центров стр. 95
Выводы по главе стр. 97
16
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ОБЩЕСТВЕННОТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ ГОРОДСКОГО ЗНАЧЕНИЯ. ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ОПЫТА.
Архитектурная практика последних лет все чаще используег исторические ядра городов для размещения на их территории общественно-торювых центров. Такая, нелогичная, на первый взгляд, ситуация вызвана, как минимум, четырьмя причинами.
Во-первых, как показывает мировой опыт, центральные районы становятся все более притягательными для состоятельных инвесторов, обоснованно рассчитывающих не только на крупные единовременные затраты, но и на большие дивиденды.
Во-вторых, у городских властей появляется возможность включить в требования дополнительные, крупные вложения, необходимые для работ по реконструкции и улучшению архитектурного облика исторической застройки центра города.
В-третьих, наличие хорошо и круглосуточно охраняемых общественноторговых центров (предприятий торговли, общественного питания, служб быта, аттракционов и развлекательных комплексов, а также различных, сдаваемых в аренду офисов) благотворно сказываегся на окружающей застройке, в том числе и на жилье, повышая удобство проживания и предоставив дополнительные рабочие места для жителей прилегающих домов.
И, наконец, в-четвертых, наличие учреждений и предприятий, которые, как правило, работают круглосуточно, позволяет избежать в вечернее время «вакуума человеческого общения», столь характерного для деловых районов («сити») многих крупных и крупнейших городов.
Таким образом, мы можем видеть достаточно выраженное взаимовлияние рассматриваемых общественно-торговых центров и окружающей застройки (в том числе и жилой) городского центра.
н
1.1. Этапы формирования архитектуры торговых и общественно-торговых зданий в исторических городах.
Прежде, чем рассматривать современный мировой опыт строительства объектов торговли, необходимо обратиться к недавнему прошлому, с целью проследить динамику развития их планировочной структуры. Беря свои истоки в глубине веков, на заре возникновения цивилизации, и вплоть до середины прошлого века, принципы организации торговли не претерпевали очень резких изменений. Развиваясь планомерно и постепенно, в сочетании с местными условиями и ограничениями формировались основные положения компоновки торговых зон в среде городской застройки, которые, несмотря на многовековую историю, не потеряли актуальности и в нынешнее время и с успехом используются в современной архитектурной практике. Однако с середины прошлого столетия традиционные методы организации торговых зон оказались недостаточными, в связи с повышением значимости торговых центров, как мест общения горожан, а также с повышением плотности застройки городских территорий.
1.1.1 Торговые зоны в историческом городе
Многие примечательные места городов возникли в связи с развитием торговли. Традиционно тортовые пространства были противопоставлены по характеру месгам официальных гражданских собраний и являлись наиболее концентрированным выражением взаимоотношений людей в процессе товарообмена и обслуживания, будь то протяженные торговые фасады главных улиц, как в Помпеях (Таблица 1.1, рис. 1), или рыночная площадь эпохи Возрождения (Таблица 1.1, рис. 2), или пронизывающий плотную застройку крытый восточный базар (Таблица 1.1, рис. 3). Пожалуй, торговля, в большей степени, чем любая другая функция городской жизни, являлась движущей силой в поиске новых оригинальных средств формирования и выявления характера городского общественного пространства.
- Київ+380960830922