- 2 -СОДЕРЖАНИЕ
* ОТр.
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3
Глава I. ОБОБЩЕНИЕ ОПЬГГА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СГГРОИГЕЛЬ-
^ СТВА ЗДАНИЙ БАНКОВ................................. 9
1.1* Специфика архитектуры зданий банков . . • . 9
1.2. Исторические тенденции типологического развития зданий банков............................. 12
1.3. Состояние'современного проектирования и
строительства зданий банков ........ 21-
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ БАНКОВ......................... 32
2.1. AIiaлиз объемно-планировочных решений современных зданий и комплексов банков 32
* 2.2. Видовое разнообразие и классификация зданий
л банков ........................................... 60
2.3. функциональные блоки инфраструктуры зданий
Ф банков 63'
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
И СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ БАНКОВ...................... 9Г
3.1. Прогнозирование путей социально-экономического развития зданий и комплексов банков ■ 97
3.2. Градоформирующая роль банка как делового
центра....................... ♦ ...... 107
3.3. Направления формирования архитектуры зданий
банков ............ ..... ........ 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . ...... . . . . . . . . . . . Г25
^ Библиография ........ . . г « • « г « • * • • 128
•Перечень публикаций по теме диссертации 131
Графоаналитические таблицы .
Р
I. Актуальность исследования ■
Экономические реформы, переживаемые в настоящее время Россией, неизбежно затрагивают финансовую структуру общества.
В частности, это привело к радикальным изменениям банковской системы* Начался процесс ее усложнения, появления множества конкурирующих организаций*
Причем, место банка меняется не только в финансово-экономическом механизме, но и в структуре города* Возникла также потребность в новом типе здания банка. Перед проектировщиком определилась фигура нового заказчика. При этом речь идет не только о становлении частных банков, но и об эволюции государственных.
Практика проектирования и строительства зданий банков в России была прервана 80 лет назад.
В советский период по видовому признаку среди кредитно-финансовых учреждений можно было выявить лишь три типа: Госбанк, : Стройбанк, Внешторгбанк.
Проектирование велось преимущественно сберкасс, в основном, встроенно-дристроенных. Мзсто зданий филиалов и отделений в градостроительной структуре было достаточно жестко определено.
Ка такие учрездения и распространялись нормативные документы и инструкции, действующие и в настоящее время:
- инструкция Госбанка СССР (£ 157 от 14*12«78 г., £ 13 от Ю.12.87 г.); (отменена с I ноября 1995 г.);
- инструкция Сбербанка СССР (# 27 от 02.12*86 г.);
- постановление Госбанка СССР от 08.08.93 г., согласованные с министерствами внутренних дел Союза и республик.
спективизму.
Как символ эпохи, как ее зеркало, банк и его здание, его архитектура восприняли и отразили все эти поиски и находки*
Б 1900-1910-е годы в Петербурге сложилась группа архитекторов, сочетавшая обращение к архитектуре Ренессанса с опытом рационалистической ветви стиля модерн. Ярким примером такого подхода является здание Азовско-Донского банка на Морской у липе в Петербурге (арх.Ф.Ладваль, 1907-1909 гг.). Здание имеет металлический каркас. Четкий шаг его опор определил структуру интерьера, формы которого характерны для рационалистического модерна. Главный акцент фасада образует ионический портик, выявляющий положение операционного зала. Ордер, впрочем, не определяет здесь строя композиции в целом. Он использован как эффектная форма и как знак культурной ориентации. И пропорциональный строй, и расположение пятен на асимметричном в целом фасаде, облицованном серым гранитом, идет от стиля модерн, точнее от тяжеловесного германского югендштиля ( таблица 3),
Подобная монументальность с использованием гранитной облицовки и "рваной" поверхности каменной кладки была популярна при строительстве банков, символизируя консерватизм, надежность и устойчивость.
Другое здание, построенное в неоклассицизме, - здание банка Вавельберга в Петербурге (арх.М.Перегяткович 1911-1912 гг.)-задумано как обобщенное отражение типа итальянского палаццо.
Однако массивный пятиэтажный объем не укладывается в схемы грех-этажных дворцов. Итальянские ассоциации несут скорее детали, кстати, несколько отчужденные.
В здании Русского торгово-промышленного банка на Шрской улице в Петербурге (арх.М.Перетяткович 1912-1914 гг.) первые три
этажа декорированы под мощный цоколь рельефными гранитными глыбами, Цоколь несет портик дорического ордера, повторяющий классические выверенные образцы Браманте. Несмотря на "неуравновешенный ■динамизм" модерна, легко улавливаемый в этих постройках, можно отметить близость российского неоклассицизма к европейскому палладиаяству начала XX века. Его черты также характерны для зданий банков (таблица 3 К
Однако необходимо отметить совершенно другой подход -рационалистический, проследив с момента формирования архитектуры зданий банков единство и борьбу двух основных направлений в создании юс образа:
- солидность, репрезентативность;
- деловитость, демократичность.
Яркий представитель последнего направления - здание банка в Вене (арх.О.Вагнер I9Q3-I9I2 гг,). По мнению ангора, художественная форма должна быть тесно связана с конструкцией. Вероятно, отсюда - строгая, ясная композиция интерьеров операционного зала. Его облик полностью определен работой стройматериалов: чистота и, в то же время, элегантность и необычность, возможно, во многом благодаря световому фонарю перекрытия, корреспондирующему к перекрытиям внутренних двориков XIX века (банк-пассаж; таблица 3),
Другим направлением, господствующим в период формирования архитектуры здания банка, был ретроспектншзм, Проследим, что внес он в становление типа одной из его версий - неорусском стиле.
Яркий пример этого подхода - здание Государственного банка на Большой Покровской улице в Нижнем Новгороде (арх.В.Покров-ский, I9I0-I9I3 гг,).
- Київ+380960830922