Оглавление
Введение.................................................................. 4
Глава 1 - Школьное строительство С-Петербурга-Ленинграда - основа формирования современных представлений о пришкольных территориях общеобразовательных школ..................................................10
1.1. Пришкольный участок в системе школьных зданий Петербурга 18 века....11
1.2. Пришкольный участок в системе школьных зданий Петербурга 19 века.... 15
1.3. Школьное строительство начала 20 века................................23
1.4. Пришкольный участок в системе школьных зданий в период 1917-30г.г...24
1.5. Предпосылки массового типового проектирования пришкольного участка (1930-1953г.г.).......................................................... 27
1.6. Вопросы размещения школ и требования к пришкольному участку в период
массового типового строительства..........................................38
Глава 2 - Типология и особенности эксплуатации основных зон школьного участка...................................................................57
2.1. Хозяйственная зона...................................................59
2.2. Рекреационная зона...................................................61
2.3. Спортивная зона......................................................68
2.4. Учебно-опытная зона..................................................76
2.5. Зона зеленых насаждений.............................................81
Глава 3 - Предложения но оптимизации состава и размеров основных функциональных зон пришкольных территорий современных
общеобразовательных школ..................................................86
3.1. Специфика Санкт-Петербургской системы расселения.....................86
2
3.2. Экономическая оценка проектируемых решений пришкольного участка ( на примере м-на Купчино)................................................91
3.3. Существующие рекомендации но нормированию и составу площадей школьного участка....................................................99
3.4. Классификация существующего школьного фонда Санкт-Петербурга-Ленинграда по периодам строительства и рекомендации по реконструкции и модернизации. Вопросы совершенствования функционально-планировочных качеств территорий школ.............................................108
3.5. Програмные предложения по номенклатуре зон пришкольного участка. Экономическая оценка предлагаемых решений функционального
взаимодействия школы с прилегающей территорией......................117
Заключение..........................................................124
Литература..........................................................127
з
сохранилось до наших дней. Композиционное решение здания явилось результатом длительных поисков, начавшихся с ансамбля из 4 корпусов с внутренним двором. При проектировании этого учебного заведения в его втором утвержденном варианте вместо внутреннего двора появляется пришкольный участок, который располагается во дворе Екатерининского института и объединяет две функции: хозяйственную и рекреационную. Его площадь небольшая, замыкается примыкающими постройками самого Екатерининского института по линии Фонтанки и Шереметьевским дворцом (рис. 3)
Очевидно в проекте Смольного института (1806-18088г.г.) Д. Кваренги в значительной степени воспользовался опытом проектирования Екатерининского института, т.к. основной замысел сооружения в виде симметричного П-образного здания с портиком на главной композиционной оси сложился у него сразу и в процессе работы претерпел лишь незначительные изменения.
Иначе складывалась ситуация с прилегающим участком. Он перестал быть двором, зажатым постройками. Объединенный с монастырским садом, он приобрел черты парковой зоны, которая окружает комплекс со всех сторон и является объединяющим фактором для всего ансамбля Смольного (рис. 4)
Картину развития школьного дела в первом десятилетии 19 века нельзя считать полной без рассмотрения “образцовых” проектов учебных зданий, которые, как предполагали некоторые исследователи были разработаны в Петербурге для строительства по всей России. Дело в том, что центр тяжести нового строительства к концу 18 века переместился в провинциальные города, где развернулись широкие строительные работы, и существовала реальная возможность строительства на свободных участках.
Так, в одном из рескриптов говорилось “ если нет казенных домов, то избрав места удобные, сухие, здоровые, к разведению садов пригодные и
17
употребив архитектора коллежского советника Захарова вы составите план по новому строению оных училищ”.
Действительно, в 1801-03г.г. архитектором Захаровым были разработаны многочисленные образцовые проекты для казенных строений, в число которых входили училища, гимназии, кадетские корпуса. Образцовый проект предполагал наличие участка, которому отводилась важная роль в организации учебного процесса, а не только хозяйственная функция. Это стало возможным благодаря тому факту, что под строительство образцовых проектов предполагалось отводить свободные участки, а не строить в сложившейся застройке. Особую роль участок играл в организации учебного процесса в привилегированных военных учебных заведениях, где многие военные дисциплины требовали наличие прилегающего участка. Таким образом, помимо хозяйственной и рекреационной функции участок постепенно приобретает учебную и спортивную зоны (рис.5).
Однако, с развитием капитализма и демократизации общества особое внимание уделяется женскому образованию. На территории итальянского сада продолжается строительство учебных заведений.
В 1845-1850 годах по проекту архитектора Р.А.Желязевича на восточном участке территории итальянского сада было решено построить Павловский женский институт. Корпуса были размещены в глубине участка в окружении зелени. Поскольку постройка относилась к категории привилегированного учебного заведения, то благоустройству участка отводилась не последняя роль, хотя он находился в глубине, зажатый постройками. Глядя на план прилегающего участка, четко прослеживаются 2 зоны: хозяйственная и рекреационная. Для женских учебных заведений были не характерны спортивная и учебная функция участков, т.к. педагогическая наука и гигиенические требования к учебному процессу еще не достигли той ступени развития, когда спорт и точные дисциплины стали атрибутами женского
18
- Київ+380960830922