- 2 -
РЕФЕРАТ
В практике строительства отсутствовал комплексный подход к развитию учебно-воспитательных зданий, предназначенных для среднего образования, трудовой подготовки, профориентации и творческого воспитания учащихся общеобразовательных школ. Не было норм на проектирование (кроме школьных), соответствующих архитектурно-типологических исследований и рекомендаций по совершенствованию этих учреждений на перспективу.
Цель работы состояла в том, чтобы разработать научно обоснованные предложения по созданию материально-технической базы единой системы школ, межшкольных УПК и внешкольных учреждений и показать направления преобразования архитектуры школьных зданий -главного звена системы - исходя из социального, научно-технического и культурного прогресса общества и его экономических возможностей на период до 2000 года.
В результате проведенных исследований были разработаны методологические и архитектурно-типологические основы единой системы зданий школ, межшкольных УПК и внешкольных учреждений, включающие социально-педагогические параметр)! развития и расчета системы, принципы организации сети и перспективную номенклатуру типов зданий, предложения по направлениям совершенствования архитектуры школьных зданий (функциональных групп, состава и плоир-дей помещений, обьемно-планировочной структуры и архитектурнопланировочных элементов зданий, внутренней среды, композиционных приемов решения и особенностей проектирования школьных комплексов), исходя из комплексного подхода к формированию системы в городе и сельской местности, применения перспективных видов и типов зданий, учета поэтапного развития и экономической эффективности сети зданий.
I
- 3 -
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение ......................................................... 7
Раздел I. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИАЛЬНОГО, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ПЕДАГОГИЧЕСКИ
ТРЕБОВАНИЙ ........................................... 20
Глава I. Социальные задачи школы, развитие системы обучения, воспитания и трудовой подготовки учащихся. Примерная модель всестороннего гармонического развития школьника .................... 21
Глава 2. Содержание обучения, новые планы и программы
V школы, их влияние на состав помещений .............. 29
Глава 3. Активизация процесса обучения на базе примене-
V ния технических средств, тенденции развития .. 40
Глава 4. Внеучебная деятельность, свободное время
школьника, организация продленного дня и пер-
1/
спективы его развития. Принципиальная модель
школы полного дня ................................... 54
Выводы и предложения к разделу I ............................ 67
Раздел П. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ И ТИПЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ЗДАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ .. 73
Глава 5. Состояние и уровень развития сети учебно-воспитательных учреждений для учащихся общеобразовательных школ ............................................. 74
5.1. Этапы формирования и характеристика сложившейся сети зданий общеобразовательных
школ........................................... 74
5.2. Характеристика сети зданий ыежшкольных
УПК и внешкольных учреждений .................. 80
- 36 -
Концепцию развития трудового обучения на перспективу можно сформулировать следующим образом.
Учащиеся начальной школы (1-Ш) получают первичные навыки труда и политехнические представления на основе ручного труда и технической игрушки.
Учащиеся среднего возраста (1У-УШ классы) приобретают начальную трудовую подготовку в основном учебно-практического характера на высокой политехнической основе, в сочетании со свободным трудом, в разносторонне оснащенных помещениях (в учебное и неучебное время) по технологии обработки различных материалов, металловедению, машиноведению, электротехнике, обслуживающим видам труда, основам растениеводства и животноводства, применению сельскохозяйственной техники, прикладному искусству. Мастерские становятся также рабочим местом детского творчества в соответствии с индивидуальными способностями и интересами школьников.
В старших классах (1Х-Х) усилится значение профориентации школьников и полностью завершится процесс политехнической подготовки на базе естественных наук, математики и производительного труда. Основными сферами подготовки учащихся к выбору профессии будут: I) техника и организация производства, 2) сельское хозяйство (биология), 3) электричество, электроника и энергетика, 4) быт, культура и искусство, 5) экономика.
Значительную роль здесь будут иметь технические средства обучения - в раскрытии перед учащимися "мира" разносторонней человеческой деятельности.
В перспективе предусматривается увеличение учебных часов на трудовое обучение с двух до четырех-шести.
Состав помещений мастерских в школьных зданиях еще в недостаточной степени удовлетворяет все возрастающим и усложняющимся программам уроков труда по всем трем ступеням.
- 37 -
Качество политехнической подготовки и разностороннее развитие учащихся во многом зависят от дальнейшего расширения состава этой группы помещений и их материально-технического оснащения современным оборудованием.
Особая проблема возникает при трудовом обучении старшего звена школы, где учащимся в зависимости от их стремлений необходимо предусмотреть широкую номенклатуру помещений по различным видам практикумов и производительного труда.
Новые программы предусматривают трудовое обучение по 18 профилям, соответствующим наиболее важным и распространенным отраслям промышленности, сферы обслуживания, сельского хозяйства, строительства, транспорта. Это такие программы, как "Металловедение", "Деревообработка", "Электротехника", "Радиоэлектроника", "Строительное дело", "Прикладная химия", "Автодело", "Тракторы, технология механизированных работ, основы агротехники", "Основы животноводства, механизации и автоматизации животноводческих ферм, комплексов", "Обработка тканей", "Основы текстильного производства", "Кулинарные работы", "Торговое обслуживание", "Машинопись и основы делопроизводства", "Машиностроительное черчение"
м.
Поэтому в последней пятилетке широкое распространение получили межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), пришкольные учебно-производственные мастерские, а также учебные цеха при предприятиях. В городе такие центры труда объединяют учащихся Н-Х классов группы школ, в сельской местности УП-Х классы, входящие в объединение ученических производственных бригад.
Факультативные занятия. Важным фактором совершенствования среднего образования являются факультативные курсы. Благодаря факультативам школьники могут получить углубленные знания по интересующим их предметам. Особое значение здесь придается принци-
- Київ+380960830922