Ви є тут

Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов

Автор: 
Голубева Елена Павловна
Тип роботи: 
Дис. канд. архитектуры
Рік: 
2006
Артикул:
184131
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.............................................................4
Глава 1. Эволюция многофункциональных досугово-зрелищных сооружении в XX веке (отечественный и зарубежный опыт)
1.1. Экскурс в историю возникновения досуговых сооружений...........12
1.2. Досугово-зрелищные учреждения 1920-х годов в России............15
1.3. Досугово-зрелищные учреждения 1930-1950-х годов в России.......20
1.4. Досугово-зрелищные сооружения 1960-1980-х годов
в нашей стране и за рубежом.........................................23
1.5. Досугово-зрелшцные комплексы в России
(ЦПКиО, ВСХВ, ВДНХ) и за рубежом (ЭКСПО)............................27
1.6. Современные многофункциональные рекреационно-досуговые
комплексы (РДК) конца XX начала XXI вв.. в России и за рубежом......35
Выводы по главе 1...................................................40
Глава 2. Принципы функционально-планировочной организации и архитектуры современных рекреационно-досуговых комплексов РДК в
отечественной н зарубежной практике
2.1. Факторы, влияющие на формирование РДК. Размещение РДК..........42
2.2. Классификация, типы и состав РДК. Принципы функционального зонирования РДК.....................................................46
2.3. Анализ планировочной структуры РДК. Роль искусствеш!ых и природных элементов в планировочной организации РДК.................81
2.4. Анализ объемно-нространственной композиции РДК.
Особенности формирования архитектуры зданий и сооружений,
входящих в состав РДК...............................................91
Выводы по главе 2..................................................120
Глава 3. Особенности формирования РДК в Средней полосе России и рекомендации по их проектированию
3.1. Теоретические модели РДК......................................124
3.2. Принципы формирования РДК в Средней полосе России.............127
3
3.3. Рекомендации по проектированию РДК в Средней полосе России 130
Выводы по главе 3....................................................149
Заключение...........................................................151
Общие выводы по диссертации..........................................155
Библиографический список.............................................159
Приложения...........................................................170
Приложение 1.........................................................171
Анкета социологического опроса.......................................172
Приложение 2.........................................................175
Акты внедрения.......................................................176
Приложение 3.........................................................180
Таблицы..............................................................181
Приложение 4.........................................................186
Список исследуемых объектов..........................................187
действиях: игры, шествия, народные празднества, все это и есть «Клубный театр». В этом проекте пространство для спорта, музыки, живописи и клуба являются равноценными [36, 37].
В функционально-планировочном решении досугового учреждения этого периода является обязательным наличие помещений с кинофункцией: кинозал, киноаппаратная, кинобудка, комнаты кинокружков, киностудии, кинолаборатории.
В этот период наряду с крупными Дворцами культуры строятся и клубы, которые, по-прежнему, остаются как встроенными в жилые здания, дома-коммуны («клубы - столовые», «красные уголки», «помещения отдыха»), так и отдельно стоящими [35]. Происходит выявление в объеме пространства (главного и второстепенного), «личного» (кружки) и «общественного». Теперь клуб - это место политического образования, допол нетел ьного профессионального обучения, «разумный отдых», развлечение. В 1930-е годы клуб - это коллективный, образцовый дом. Главными функциями клубов этого периода становятся: зрелищная, спортивная и клубная (табл.1) [82].
Во Дворцах культуры была увеличена номенклатура помещений, по сравнению с клубами, выявились просветительские функции - библиотеки, выставочные залы. Расширились и клубные функции с ориентацией на труд и творчество, появляются кружковые помещения в виде мастерских и лабораторий. Зал все более приобретает многофункциональное назначение. Это и зал собраний, и кинозал, и концертный зал, и зал театральный - это один универсальный зал. На этой стадии развития клубов отмечается переход от отдельного здания, от компактной композиции в объемах к развитым в пространстве. Клуб 1930-х годов становится частью социально-пространственной структуры города. В архитектуре клуба выявлен принцип сскциошюсти, отмечается парадность лестниц, торжественные масштабы. [82,40]
В нашей стране идею создания развитых досуговых центров многоцелевого назначения впервые выдвинул архитектор-новатор И.
Леонидов, разработавший идею пространственного комплекса на территории целого района. В конкурсном проекте И. Леонидова - «Дворец культуры Пролетарского района Москвы» (1930 г.) впервые была предложена культурная организация в масштабе района - «место массовой культработы и отдыха». Композиция плана в форме вытянутого прямоугольника разделена на квадратные участки — секторы. В каждом секторе своя композиция и главное здание. Дворец культуры решен как культурно-общественный и спортивнопарковый комплекс, как некий зеленый оазис, занимающий обширную территорию, разделенную на секторы: научно-исследовательский, массовых действий, физкультурный, демонстрационный. В этом проекте продемонстрирован новый подход к созданию клуба. Он был ориентирован на будущее, его можно считать предвозвестником современных РДК. Это был проект досугового комплекса, где используются все достижения технической мысли: кино, телевидение, осуществляется связь между природой большой территории и размещенных на ней ряда сооружений, составляющих культурный центр. Идея И. Леонидова оказалась практически востребованной только в 1990-е годы в рекреационно - досуговых комплексах, как зарубежных, так и отечественных [85,86].
И. Леонидов предлагал создать крупные клубные комплексы, состоящие из отдельных, пространственно связанных между собой зданий как специального, так и универсального назначения. Клуб «нового социального типа» (вместимостью 2500 чел.) включал в свой состав: зимний сад научного типа (2500 м2), универсальный зал (700 м2), библиотеку (200 м2), демонстрационное поле (авиация, планерное состязание), спортзал (400 м2), лаборатории (по 100 м2), детский павильон, парк [86] (табл.1).
В конце 1930-х годов в стилистическом плане Дворцы культуры решаются в духе освоения классического наследия.
В 1930-1940-х годах в зарубежной архитектуре Дворцы культуры отсутствовали. Здесь появились новые специализированные типы зданий -спортивные клубы, яхт-клубы, гольф-клубы т.д. [45].