- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ...................................................... 4
Глава I. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ТОРГОВЫХ
УЛИЦ.................................................16
1.1. Аналитический обзор путей организации общегородских торговых центров сложившихся малых и средних городов ................. 16
1.2. Основные тенденции формирования пешеходных торговых улиц в отечественной и зарубежной практике проектирования и строительства. . . 24
/
1.3. Современная теория и практика реконструкции зданий и сооружений для общественноторговых целей...................................... 41
Выводы по главе I....................................58
Глава П. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ПЕШЕХОДНЫХ ТОРГОВЫХ УЛИЦ.............................62
2.1. Анализ системы торгово-бытового обслуживания Московской агломерации............................; 65
2.2; Количественный анализ сетей торговобытового обслуживания в малых и средних городах выборочной совокупности ..................... 75
2.3. Комплексный анализ городов выборочной совокупности ........................................ 78
2.4. Исследование условий реконструкции сложившейся застройки городов для общественно-торговых целей .......................... 87
Выводы по главе П....................................96
Глава Ш. ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ТОРГОВЫХ УЛИЦ.................99
3.1. Градостроительная организация...................99
3;2. Функциональная организация..................... 102
- 3 -
3.3. Пространственно-планировочная
организация....................................109
3.4. Художественно-композиционная
организация...................;................114
3.5. Рекомендации по реконструкции зданий и сооружений для торговых целей ....... 117
Выводы по главе II!..................................122
Глава ГУ; МЕТОДИКА. ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ
ТОРГОВЫХ УЛИЦ........................................126
4.1. Методологическая схема проектирования пешеходных торговых улиц ........................... 126
4.2. Экспериментальное проектирование пешеходных торговых улиц сложившихся малых и средних городов Московской
области........................................130
Выводы по главе 1У...................................140
Заключение......................................................143
Библиография....................................................152
Приложения......................................................166
- 24 -
рационального градостроительства" £э, стр.К^ - сохранения существующего строительного фонда - является также и принципом сохранения индивидуального исторически сложившегося архитектурно-художественного облика города, его памятников архитектуры и истории.
1.2. Основные тенденции формирования пешеходных торговых
улиц в отечественной и зарубежной практике проектирования и строительства.
В последние годы активизируется деятельность архитекторов, направленная на значительное уменьшение отрицательного воздействия транспорта для пешеходов £б5, стр.68, 84, стр.33, 40, стр.50 ] . Результатом этой деятельности явились благоустроенные, безопасные для людей, свободные от транспортного движения зоны, получившие широкое распространение в городах многих стран.
Во введении уже отмечалось, что опыт проектирования и строительства пешеходных улиц в нашей стране пока незначителен.
Достаточно успешно проводится работа по созданию пешеходных улиц в ряде социалистических стран. В ГДР, например, особое влияние на формирование общественно-торговых центров оказало специальное постановление Правительства (1965 г.) о создании пешеходных улиц в 30 городах в связи с реконструкцией старых городских центров. Созданы пешеходные улицы в Потсдаме, системы пешеходных улиц в Эрфурте, Кведяинбурге, Ростоке, Лейпциге и других городах с включением магазинов, кафе, библиотек с со-масштабныш человеку архитектурными формами, светильниками, мощением и другими видами благоустройства - все это вместе с оригинальными цветовыми решениями этих улиц придает особую привлекательность как для местных жителей, так и для туристов, создает ощущение комфортности городской среды [83
- 25 -
Как известно, сама идея создания пешеходных улиц не нова. Подобные пространства можно было найти в античных и средневековых городах, в Афинах, Риме, Венеции и т.д. Сотни лет хранятся рисунки Леонардо да Винчи, в которых он отобразил идею разделения пешеходного и транспортного движения.
Новизна сегодняшних пешеходных зон заключается в том, что они формируются в современных условиях, оживляют традиционные городские пространства, создают новые бестранспортные благоустроенные городские центры и торговые улицы в структуре современных городов.
Первая пешеходная улица, в современном понимании, появилась в 30-е годы в Западной Германии в городе Эссене. Но активное проектирование и строительство пешеходных торговых улиц началось после второй мировой войны в комплексе с общими планами восстановления и реконструкции разрушенных городов. Американские исследователи Роберто Брамбилла и Джанни Лонго ^105, стр.бб] отмечают, что "20 лет экспериментов в ряде европейских городов доказали, что зоны,свободные от транспорта, являются эффективным средством управления и контроля над движением в городском центре и созданию пространств, необходимых для большого количества нужд". Периодом тесового создания пешеходных улиц на всех континентах стали 70-е годы. Так, после оборудования центральной пешеходной зоны в Мюнхене, открытой к Олимпиаде 1972 года, в ФРГ было объявлено движение "Каждому городу - своя пешеходная зона", в рамках которой за последние годы должно быть оборудовано 450 таких зон.
В США первый целостный опыт обновления старой торговой улицы с превращением ее в пешеходную зону проведен в городе Фреско по проекту архитектора Виктора Грюна, которого в литературе
- Київ+380960830922