2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................................ 3
Глава I. Эволюция музеев высших учебных заведений............... 10
1.1. Анализ эволюции музеев..................................... 10
1.2. Характеристика деятельности и тенденции дальнейшего
развития........................................................ 34
Глава II. Требования и факторы, влияющие на проектирование музе- 38 ев.
2.1. Современное состояние музеев............................... 38
2.2. Программа музеев и их специфика............................ 41
2.3. Характер экспонатов. Особенности коллекций. Связь экспозиции
с объемно-планировочным решением здания......................... 45
2.4. Функциональная структура................................... 54
2.5. Факторы, влияющие на градостроительное размещение
зданий музеев. Кооперирование музеев с другими подразделениями. 67
2.6. Выводы по результатам исследования требований к музеям 77
Глава III. Принципиальные предложения по проектированию вузовских музеев............................................. 81
3.1. Сеть и типы музейных зданий................................ 81
3.2. Состав, взаимосвязь и площадь помещений вузовских музеев. ... 91 ф 3.3. Принципы объемно-планировочного решения и композиции..... 111
3.4. Размещение музеев в структуре высших учебных заведений 125
3.5. Технико-экономические обоснования предложений................ 131
Основные выводы и результаты ..................................... 136
Библиография...................................................... 140
Иллюстрации и таблицы ............................................ 156
Перечень публикаций по теме диссертации......................... 224
ВВЕДЕНИЕ
Состояние вопроса.
Термин музей происходит от греческого «музейон», что значит храм муз. Музы почитались древними как богини-покровительницы наук, искусств и поэзии. Музейоны собственно и предназначались для занятий и состязаний в искусствах и науках /165/.
Первым музеем-университетом был Александрийский музейон, объединенный при Пталомее II Филадельфийском со знаменитой Александрийской библиотекой. Европейские научные музеи появились примерно на 200 лет раньше чем в России. С XVI в. повсеместно формируются научные коллекции. В 1621 г. в Копенгагене был создан первый научный музей Дании с целью, помочь в научной работе университету. Его собрание было доступно также иностранным ученым. Позже, в 1821-1824 гг., он разделился на ряд специализированных музеев /108/. При университете в Падуе были собраны естественнонаучная, физическая и астрономическая коллекции /123/. В 1683 г. открылся первый научный музей в Оксфорде. В 1848 г. в составе Парижского ботанического сада были созданы несколько научных кафедр /98/.
В России университетские собрания положили начало всем остальным музеям. Первый из них - Кунсткамера (с 1724 г.) - долго оставался единственным, по своему значению, собранием в стране. Вслед за ним в 1805 г. для всеобщего посещения был открыт музей естественной истории Московского университета. Для сравнения: Оружейная палата стала общедоступной только в 1806 г. Таким образом, музеи вузов стали первыми общедоступными музеями. В начале XIX
в. в стране насчитывалось около 10 научных музеев; в начале XX в. - около 100; к середине XX в. их число увеличилось до 500 /25/. Сегодня их примерно 1500 учреждений1 (рис. 1.1).
Многие из них содержат в своих собраниях бесценные коллекции, не имеющие аналогов. Уникальным является музей Казанской химической школы Ка-
1 Кроме вузовских в стране около 3000 музеев государственных, муниципальных, общественных, частных и др.
Размещаются лаборатории в удалении от экспозиции и фондов, во избежание вредного воздействия реактивов на экспонаты. В описании реконструированного в 1865 г. минералогического музея Новороссийского университета говорится, что созданная при нем опытная лаборатория по указанной причине находилась в подвале /90/.
В музеях значительно увеличивается фонд специализированной литературы, поэтому включение его в структуру экспозиции становится не целесообразным. Оборудуется специальное помещение для хранения литературы, и в том же помещении оборудуется место для занятий. Вход в библиотеку мог размещаться из экспозиционного зала или из коридора /1/.
Фонды продолжали интенсивно пополняться, собрание было разделено на коллекции по назначению (учебные, «для специальных занятий» (научные), обменные и пр.), некоторые из них находились в постоянной работе. Для хранилищ отводятся помещения недалеко от экспозиции, в подвалах и на чердаках того корпуса, где расположен музей /18,40/.
Учебные и научные коллекции располагаются непосредственно в экспозиции. Часть из них находится в нижних закрытых частях витрин, а часть - на антресоли зала. Там же устраиваются места для занятий студентов и работы ученых. Принцип антресольного хранения экспонатов удобен, прежде всего, тем, что создаются наиболее удобные условия для изучения материала: экспозиция - краткое изложение темы; фонды - подробное изучение отдельного раздела, группы или конкретного экспоната. На антресоль из соответствующего зала вели лестницы, расположенные в противоположных торцах зала /64/.
Происходит совершенствование экспозиции по принципу единства науки и искусства. Осуществлялось оно в двух основных направлениях. Первое заключается в устройстве особой атмосферы в залах посредством их декоративнохудожественного оформления. Стремятся к образности внутреннего пространства. Свободные поверхности стен и потолка используются для изображения на них сюжетов и видов, поясняющих типичные явления природы, сцены из жизни и исторические события. Специально для этого приглашаются профессиональ-
лыс художники. Стены вестибюля украшались портретами известных ученых /93, 171/. Теперь посетитель как бы ощущал себя в той территориальнопространственной или исторической среде, откуда взяты экспонаты. При этом оформление стало также и средством научного обобщения, как всей экспозиции, так и отдельных ее разделов. С научной точки зрения этот факт очень важен. Ранее даже систематизированные и размещенные в витринах коллекции оставались трудными для восприятия.
Интерьер одного из залов зоологического музея Варшавского университета представляет как бы выхваченный фрагмент из жизни птиц в естественной среде: в центре зала установлена композиция - огромное дерево с большим гнездом посередине, на ветках с листьями сидит глухарь, над деревом - ястреб со своей жертвой (невидимо подвешен к потолку?), а на земле - трава (искусственная?) /173/.
На 3 этапе стилистика залов не подчиняет себе экспозицию, но и не полностью зависит от назначения музея. Профильные особенности музея становятся решающим фактором в формировании интерьеров, как экспозиции, так и вестибюля.
Другое направление связано с введением в экспозицию дополнительных средств информации, позволяющих глубже раскрыть тему и более доходчиво ее изложить. Подлинные экспонаты занимают ведущее место, но их все же не достаточно для полноты информативности музея. В дополнение к традиционным схемам показа добавляются копии, слепки, статические и приводимые в движение модели. Специальные разделы посвящены предметам художественноремесленного и промышленного производства. Фонды пополняются результатами научных исследований: карты, диаграммы, схемы, графики, таблицы и т.п. Значительное место отводится фотографии /8, 15, 37, 102, 156, 163/.
Антропологический музей Московского университета располагался в 7 больших залах, не считая кабинета профессора и библиотеки, и был он «содержательный много более других». Судя по университетскому отчету от 1886 г. состоял он из предметов «по физической антропологии: бюстов, масок (снятых
- Київ+380960830922