СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................. 4
Глава 1. Методологические предпосылки анализа композиционного
процесса........................................................ 12
1.1 Разбор основных понятий..................................... 13
1.1.1. Понятия «композиция», «композиционный процесс» 13
1.1.2. Понятия «психическое отражение», «мышление», «восприятие»................................................. 18
1.1.3. Специфика проявления композиционных средств на различных уровнях психического отражения..................... 25
1.1.4. Понятие «образ»...................................... 27
1.2. Модель исследования архитектурно-композиционного процесса 29
1.3. Метод исследования......................................... 31
1.4. Выводы первой главы.........................................32
Глава 2. Анализ социально-культурных компонентов профессионального
мышления архитекторов............................................ 34
2.1. Особенности профессионального мышления архитекторов 34
2.2. Процесс проектирования., как отражение ориентации профессионального мышления...................................... 35
2.3. Влияние культурных и социально-психологических факторов на профессиональное мышление....................................... 38
2.3.1. Оппозиция «свое-чужое»................................39
2.3.2. Оппозиция «канон-шаблон»..............................43
2.4. Выводы второй главы.........................................50
Глава 3. Обыденное и профессиональное мышление в процессе формирования
архитектурной среды..............................................52
3.1. Методика изучения композиционного мышления..................54
3.1.1. Объект исследования...................................54
5
3.1.2. Социологический опрос...................................56
3.2. Анализ средового мышления на конкретных примерах..............58
3.2.1. «Постановка» объекта в исторической среде. Взаимосвязь обыденного и профессионального мышления.........................58
3.2.2. «Врастание» объекта в историческую среду. Взаимодействие нового и старого, изменение оценок с течением времени .. 102
3.2.3. «Разрушение как переход в новое качество». Связь разрушенного объекта с вновь построенными сооружениями...................................................111
3. 3. Выводы третьей главы....................................... 118
Глава 4. Оценка семантического потенциала архитектурного объекта и
прогноз веерности значений в творческой деятельности
архитекторов......................................................125
4.1. Вероятностная модель........................................ 127
4.2. Веерность значений объекта.................................. 131
4.2.1. Прогнозирование изменений параметров художественного образа под воздействием мировоззрения сформировавшего среду..........................................................132
4.2.2. Прогнозирование направлений трактовки образа под влиянием эмоциональной окраски среды...........................135
4.3. Прогнозирование восприятия и оценка семантического потенциала
архитектурного объекта в проектировании.......................135
4.4. Примеры отсутствия учета семантической сочетаемости объекта и
среды....................................................... 136
4.5. Выводы четвертой главы.......................................138
Заключение............................................................... 143
Литература................................................................148
базы исследования. Методологически продуктивными в аспекте изучения восприятия и имеющими потенцию к дальнейшему развитию являются положения системной теории архитектуры одного из основателей Уральской архитектурной школы - профессора А.Э. Коротковского (рис.4).
Общие методологические основы, заложенные Коротковским, опирались на прогрессивные направления того времени - кибернетические идеи и системный подход, использование общенаучных приемов описания объектов (взятые из формальной логики и семиотики) [141]. По его мнению, «чтобы пояснить сущность, место и значение этой теории, можно указать на существование в современной науке трех логических уровней описания объектов». Наиболее общий и желаемый уровень изучения - прагматика, включающий рассмотрение всех вопросов практических результатов воздействия информации, ее практической ценности. Следующий уровень — семантика - предполагает уже отвлечение от действительной (но не от предполагаемой) реакции на полученную информацию и представляет собой более высокий уровень абстрагирования. Здесь художественная форма может рассматриваться как носитель информации. Наконец, синтактика-наиболее высокий уровень абстрагирования - дает только сравнительное описание формы, выделяя при этом синтаксические (геометрические и другие подобные характеристики) [65, С. 19]. Современный научный подход к проблемам теории архитектуры должен быть дополнен синергетическими положениями, рассматривающими механизмы взаимодействия человека и среды, самоорганизации и саморазвития среды [49].
Методологические принципы системной теории архитектуры были заложены в 20-х годах во Вхутемасе-Вхутеине, и базировались на школе рациональной эстетики, изучавшей в большей степени психофизиологический аспект восприятия. Развитые Коротковским эти идеи претерпели следующую трансформацию: эстетико-информационная теория архитектуры должна
опираться не только на методы психофизиологии, но большее внимание уделять методам социальной психологии, раскрывающим связь между
<?3
восприятием человека и социальной средой, частью которой он является (это направление так/же было заложено во Вхутемасе-Вхутеине, но не получило должного развития) [141].
По Коротковскому [65, С. 10-11, 18], традиционным направлением теории является раскрытие закономерностей формообразования на основе моделей психологии восприятия. В связи с этим один из основных путей развития этой области видится, во-первых, в возобновлении «формально-эстетических поисков», начатых во Вхутемасе-Вхутеине, во-вторых, в дополнении изучения архитектурной формы «методами социальной психологии», раскрывающими зависимость между восприятием человека и социальной средой. Это определяет необходимость охвата теорией качественных аспектов анализа конкретной архитектурно-пространственной формы, учитывающих смысловой контекст архитектурного образа и переход теории от преимущественно синтаксического уровня к преимущественно семантическому [65, С. 19] Следующий шаг в изучении смыслового контекста архитектурного образа сделан в Уральской архитектурной школе в работах А.А Барабанова [11, 12].
В работе Коротковского «Введение в архитектурно-композиционное моделирование» [65] процесс восприятия и рождения архитектурного образа в художественном мышлении связан с преобразованием в восприятии первичных материально-вещественных и функционально-пространственных свойств архитектурного объекта, открывающих каналы, через которые осуществляется включение во все новые отношения с действительностью. Выявлены существенные свойства - качественная определенность и направленность процесса взаимодействия объекта и воспринимающего субъекта. Архитектурно-пространственная форма представлена в развитии ( от
установочного сигнала-раздражителя до знака-носителя художественно воспринимаемой информации на уровне общественного сознания эпохи [65, С.41]. Выявлено три уровня восприятия человеком архитектурной формы: психофизиологический, психологический и социально-психологический. Подобный подход к исследованию восприятия можно выделить и в работах
- Київ+380960830922