Ви є тут

Основы формирования архитектурно-пространственной среды промышленных предприятий в исторически сложившейся городской среде : На примере исторических городов Поволжья

Автор: 
Яковлев Андрей Александрович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000302372
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Введение
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
к»)
Историческая н современная практика строительства и реконструкции предприятий исторических городов
1.1. Размещение и строительство промышленных предприятий в городах Поволжья в ХУ 11 - XX веках.........................10
1.1.1. Социально-экономические особенности ................10
1.1.2. Конструктивные и функциональные особенности..........16
1.2. Архитектурно-композиционные особенности формирования предприятий............................................... 21
1.2.1. Размещение предприятий и эволюция их архитектурно-планировочных схем.............,.......................... 21
1.2.2. Композиционная роль предприятий в городской застройке..26 1 2.3. Формирование стилистического своеобразия предприятий .30 1.2.4. Основные исторические тенденции формирования
архитектурных решений предприятий региона...............,...39
1.3. Современная отечественная и зарубежная практика реконструкции предприятий исторических юродов...............41
Выводы по главе 1..............................'........... 55
Анализ факторов, влияющих на архитсктурно-гралостронтельыую реконструкцию промышленных предприятий исторических городов Поволжья
2.1. Анализ внешних факторов реконструкции -................59
2.2. Анализ внутренних факторов реконструкции...............73
2.3. Комплекс архитектурно-эстетических проблем реконструкции.......................................... 83
Выводы по главе 2...........,............1..................85
Принцииы формирования архитектурно-пространственной среды промышленных предприятии в исторически сложившейся застройке
3.1. Типологическая характеристика основных промышленных предприятий региона............................90
3.2. Градостроительные принципы.............................94
3.3. Планировочные принципы................................101
3.4. Архитектурно-стилистические принципы..................106
3.5. Конструктивные принципы .-............................115 /*
3.6. Технологические принципы..............................123
3.7. Охранно-реабилитационные принципы.....................135
3.8 Социально-экономические принципы.......................138
Гл.
3
Глава 4.
Глава 5.
3.9. Экологические принципы...............................143
Выводы по главе 3.........................................146
Методика формирования архитектурно-пространственной среды промышленных предприятий в исторически сложившейся застройке
4.1. Анализ существующей нормативной базы................152
4.2. Основные положения методики..............-...........155
4.2.1. Анализ среды..................................,....155
4.2.2. Экспериментальное моделирование, вариантное проектирование и методы оценки...........................173
4.2.3. Методические рекомендации ........................190
Выводы по главе 4........................................ 204
Реализация результатов научных разработок и экспериментального проектирования
5.1 Состояние проектирования и реализации проектных решений по реконструкции промышленных предприятий в исторически сложившейся городской застройке....................... . 207
5.2. Результаты внедрения основных положений исследования 208
5.3. Основные положения стратегии формирования архитектурно-
пространственной среды предприятий........................215
5 4. Направления дальнейших научно-исследовательских работ .218
Выводы по главе 5...................................... ....218
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ ’..............................................220
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Список использованной литературы
2. Перечень основных опубликованных автором работ по теме диссертации
3 Перечень основных проектов и построек автора, в которых внедрены результаты исследований
4 Акты внедрения результатов исследования
37
Архитектура предприятий во »горой половине XIX века, опирающаяся на художественную систему академической эклектики, развивалась в трех направлениях
- рационалистическое направление. Использование упрощенных форм классицизма, отсутствие ордера и штукатурки на фасаде, ордерная трактовка колонн металлического каркаса (завод Добровых и Набгольц в г. Н. Новгород);
- декоративное направление. Приверженность к классическому канону, богатство и разнообразие декора, возможность использования штукатурки в отделке фасадов (присуще зданиям контор и заводоуправлений -заводоуправление мельницы Башкирова).
- синтетическое направление Использование средств и приемов академической эклектики и стилизаторства, непременное участие ордера в организации композиции фасада, упрощение и стилизация деталей (применялось в архитектуре производственных зданий - хлебозавод в г. Вятка).
Ввиду типологической неоформленности промышленной архитектуры, она продолжала копировать гражданские постройки Фасады зданий решались плоскими, их облик определялся декором, обрамляющим окна: двери, простенки. Наиболее распространенными приемами были расчленение фасада по вертикали карнизами, многократное повторение одних и тех же форм, решение окон первого этажа в виде больших витрин. Полуциркульные окна, кронштейны, рустика, ордер, фриз, сандрики, развитый атггаблеметп -характерные для архитектуры предприятий декоративные .средства того времени
Основными направлениями эволюции архитектуры промзданий региона, ориентирующейся на классические образцы, были вплоть до начала XX века -переход от ризалитных членений фасадов к пластике фасадов в плоскости стены, постепенное введение в архитектурную композицию фасадов металлических элементов - козырьков, покрытий, обогащение фасадов декоративными деталями, переход от симметрии в решении фасадов к асимметрии и дисимметрии, переход от механистичного к органичному сочетанию плана и фасада зданий, превращение ордера в декорацию, антнтектошезм архитектурной системы. . , '
К концу XIX века академическая эклектика в архитектуре промзданий становится самостоятельным стилевым направлением Для нее характерны: ритмическое построение фасадов, насыщенность декоративных средств и дробность, применение в плане срезанных углов, использование осевой симметрии в решении фасадов, дифференцирование частей здания по горизонтали и вертикали, эстетичссгое выделение вторичных формообразующих элеметгтов. В области выразительных образных форм используется ордер, параболическое очертание элементов венчания зданий, обрамления арочных окон, филенчатые пилястры, отмечающие углы или сопряжения стен, утопленные вглубь стены квадратные розетки
В начале XX века в русской архитектуре возникает новое течение, ориентирующееся на классические образцы - ретроспективихч. В промышленной архитектуре Поволжья он существовал в виде рационального варианта классицизма и на предприятиях использовался при строительстве
38
административных зданий (заводских контор, школ, больниц, магазинов, казарм) и большепролетных цехов и прошел в своем развитии два этапа
- начало XX века - представлял собой трансформацию одной из разновидностей модерна, стилизовавшей мотивы античной архитектуры и классицизма, русского ампира и проявлялся в свободном обращении с ордером, стремлении совместить в архитектуре одного здания возможно большее количество излюбленных мотивов.
- 1910-е годы - являлся сечением, ориентировавшимся на образцы итальянского Возрождения (Производственный корпус акционерного общества "Салолин*)
В неоклассицизме, в отличие от ампира и классицизма, произошли метаморфозы и изменения самих классических форм: упрощение деталей, гиперболизация и гротеск форм и пропорций, введение не классических форм и деталей - свойственное для провинции вообще повышенное значение внесистемных стилевых элементов Для промышленных построек предприятий в ото время были характерны укрупненный масштаб детален и форм, осевая симметрия, иерархичность, декоративность, применение трансформированных форм ампира и классицизма, параболических форм венчания. . ■ - • .
Неоклассика несла в себе преемственность в развитии периодов классической архитектуры, которая заключалась как в общей ориентации на классические стили, так и в узкотипологической стилистической традиции (по типам зданий и отраслям производств). Различия по периодам затрагивали лишь планировочную структуру зданий и их градостроительную роль (в начале XIX века - роль площади, в конце его - роль улицы), В градостроительном отношении неоклассическая ретроспективная архитектура, в отличие от эклектики и модерна, занималась организацией целого квартала Композиция развивалась вглубь территории с учетом новых требований инсоляции и проветривания
Переосмысление ордерной системы как основы нового "советского" стиля, ориентация на греческие и римские образцы для достижения архитектурнохудожественных целей сделали классический стиль основным в промышленной архитектуре в 1930- 1950-е годы. Его атрибуты использовались для решения фасадов не только адмннистративно-бьгговых и производственных корпусов, но также вспомогательных и складских зданий Крупный масштаб членений и деталей, активное использование белого и желтого цвета, пропорциональный ряд фасадных элементов, приближенный к функциональной структуре зданий, попытки решить весь комплекс единым архитектурным ансамблем - характерные черты промышленного зодчества того времени.
В архитектуре предприятий исторических городов в довоенные годы существовало три направления /434/:
- обогащенный или поздний конструктивизм. Для него характерны приемы раннего конструктивизма выявление во внешних формах внутреннего содержания и конструктивного решения сооружения, наличие на фасадах больших глухих плоскостей и широких окон. Однако эти плоскости расчленялись поясками или рустами, окна обрамлялись наличниками, а здание венчалось карнизом, то есть конструктивистские фасады обогащались