2
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.2.1
1.1.2.2
1.1.2.3
1.1.2.4 1.1.3
1.1.3.1
1.1.3.2
1.1.3.3
1.1.4 1.1.4.1
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
.....................................................7
АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ СОВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ И
ХАРАКТЕРИСТИК
Развитие торговых центров. Этапы формирования
торговых сооружений до начала XX века...............16
Древний и средневековый периоды (до XVII века) 16
XVII - XIX века. Формирование зданий - прототипов
ТЦ в Европе.........................................18
Развитие ярмарок. Возникновение и
распространение пассажей............................20
Развитие международной торговли. Возникновение специализированных магазинов и интеграция их в
пассаж..............................................23
Другие типы крупных торговых учреждений.............24
Появление универмага................................26
Развитие торговых сооружений на Руси до XVII
века................................................27
Возникновение «торга» в городах. Разделение торговли на розничную и оптовую (торговые ряды и
гостиные дворы).....................................27
Развитие гостиных дворов............................28
Ярмарки - типичный для Руси тип торгового
здания..............................................30
Торговые учреждения в России в XVII - XIX вв........30
Изменение функциональной организации гостиных
3
дворов................................................30
1.1.4.2 Распространение пассажей в России......................31
1.1.4.3 Торговый дом - прототип европейского универмага. Распространение универмагов
в России..............................................32
1.1.5 Развитие и основные проблемы
формирования торговых сооружений в СССР...............34
1.1.5.1 Влияние на структуру торговли новых
политико-экономических условий........................34
1.1.5.2 Советский тип торгового центра.........................35
1.1.5.3 Номенклатура торговых учреждений в СССР................36
1.1.5.4 Типизация торговых учреждений в СССР...................39
1.1.5.5 Основные проблемы торговых учреждений в СССР...........40
1.1.6 Развитие торговых сооружений России в 1990-2000е
годы. Основные проблемы, возникающие в современный период....................................40
1.1.6.1 Этапы развития торговых сооружений в России в
условиях рыночной экономики...........................40
1.1.6.2 Типы зданий, использующиеся для размещения
торговых центров......................................43
1.1.6.3 Проблемы, возникающие при проектировании ТЦ в
настоящее время.......................................45
1.1.6.4 Прогноз развития внегородских ТЦ в России..............48
1.2 Развитие торговых центров в США и в Европе в XX
веке - от торгового города к торговому зданию.........50
1.2.1 Система кондиционирования воздуха - новый
качественный этап развития торговых сооружений........50
1.2.2 Возникновение современного торгового центра в
США...................................................51
1.2.3 Этапы развития американских ТЦ.........................52
27
Марше. Конструкцию универмага разработал знаменитый Жан Эйффель. Революционной вехой в Бон Марше была его каркасная конструкция, которая давала возможность изменения внутренней планировки, что, в свою очередь, способствовало прибыльности универмага.
В современном понимании универмаг - это торговое предприятие, осуществляющее реализацию основных промышленных товаров [23]. Предприятие принадлежит одному владельцу, который может сдавать внаем небольшие площади под сервис и питание. Универмаги и сейчас функционируют по ряду принципов, разработанных Бусико.
Именно в универмагах были внедрены такие революционные изобретения, без которых, очевидно, не было бы современных торговых центров, как лифт (в 1869 год в одном из Парижских универмагов) и эскалатор (запатентован Wheeler & Reno и 1892 году, в том же году установлен в одном из универмагов в Лондоне). Применение эскалатора дало возможность существенно увеличить размеры универмагов.
Таким образом, на развитие торговых учреждений оказывали влияние такие факторы, как развитие торговых отношений между странами, промышленное развитие, технические открытия. В период с XVII но XIX век в Европе в результате «естественного отбора», сформировался ряд типов торговых сооружений, полностью отвечавших общественным потребностям своего времени (периода развития буржуазии).
1.1.3 Развитие торговых сооружений на Руси до XVII века.
1.1.3.1 Возникновение «торга» в городах. Разделение торговли на розничную и оптовую (торговые рилы и гостиные дворы).
Принятие Киевской Русью христианства способствовало развитию феодальных отношений, что было связано с развитием торговых отношений и строительством городов. Ремесло и торговля были основными занятиями жителей городов. Крупные города Киевской Руси, в
28
основном, строились на торговых путях и, особенно, на главном из них, которые соединял Балтийское и Черное моря и назывался путем «из варяг в греки». Данный факт дает представление о важности торговли в жизни древнерусских городов - Киева, Великого Новгорода (который был членом торгового Ганзейского союза), Пскова. Большая часть русских городов развивалась вокруг детинца - укрепленного внутреннего города. Между детинцем и наружной стеной располагался «внешний» город. Центром городской жизни внешнего города служила торговая площадь - «торг» [10]. С течением времени сформировалось два основных типа торговых сооружений: торговые ряды и гостиные дворы. В торговых рядах велась только розничная торговля, которая была привилегией местных купцов и жителей слобод. Гостиные дворы имели крепкие стены, защищавшие купцов от возможного врага извне. В Европе почти нет аналогов подобным укрепленным сооружениям. «Гостиной данью» еще в XII веке называлась одна из внутренних таможенных пошлин, а с XV века - одна из пошлин, взимавшихся за торговлю в казенном гостином доме. «Гостями» на Руси называли приезжих купцов, для которых и строили гостиные дворы, где они не только торговали, но и жили.
1.1.3.2 Развитие гостиных дворов.
Развитие торговли, затормозившееся из-за нашествий Золотой Орды и немцев, вновь оживилось в период существования Московского государства. Расширение торговых и культурных связей вызвало строительство в Китай-городе каменных рядов (Гостиный двор, 1595 -1596 гг.) [44]. Наиболее интересным из гостиных дворов является построенный в 1668-1684 гг. Архангельский гостиный двор. Своей планировкой, стенами и башнями он повторял известные в то время образцы крепостей, но с внутренней стороны его двухъярусные стены были превращены в лавки [10].
В XVII веке постепенно происходила децентрализация торговли, которая распространилась за пределы торговых рядов и гостиных дворов.
- Київ+380960830922