ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение стр.
Глава 1. Социально-исторические предпосылки архитектурно-типологического формирования деловых клубов
1.1 Социокультурная динамика формирования делового клуба..........6
1.2 Тенденции формирования типологических прототипов делового клуба в период становления капиталистических отношений в России (cep.XIX в.- нач. ХХв.) ......................17
1.3 Становление и развитие клубной системы
в советский период 1917 - 1980-е годы ...........................41
Выводы по Главе 1................................................64
Глава 2. Особенности архитектурно-типологического формирования деловых клубов на современном этапе
2.1 Практика архитектурно-пространственной организации
деловых клубов: зарубежный и отечественный опыт..................67
2.2 Классификация деловых клубов и их видовое разнообразие.......90
2.3 Функционально-планировочная организация деловых клубов 99
Выводы по Главе 2...............................................116
Глава 3. Основные направления архитектурно-типологического развития деловых клубов и рекомендации по их проектированию
3.1 Типы организационных моделей делового клуба.................121
3.2 Структура универсальной типологической
модели делового клуба.......................................... 129
3.3 Направления архитектурного проектирования
деловых клубов..................................................155
Выводы по Главе 3...............................................161
Заключение......................................................164
Библиография ...................................................167
Приложения
1
Введение
Актуальность исследования
Демократизация общественных процессов и социальные преобразования, экономические реформы и рост научно-технического прогресса, оздоровление в целом политического климата создают благоприятную атмосферу для активизации коммуникативной деятельности, качественно новых форм культурного делового общения.
В настоящее время наблюдаются естественные преобразования форм досуговой деятельности и устоявшихся форм клуба, создается более сложная и многослойная система клубной типологии, появляются новые концепции и функциональные идеи, что подтверждается появлением таких новых клубных образований как деловой клуб.
Становление и типологическое развитие деловых клубов - это естественный и закономерный процесс качественных изменений форм клуба, обусловленный текущими социально-экономическими преобразованиями и динамикой развития современных деловых отношений. Это развивающийся тип клуба, отражающий коммуникативную деловую активность общества и реагирующий на социальные перемены общественно-деловой деятельности, его актуальные позиции и новые функциональные идеи представляют мобильное поисковое функционирование и отсутствие устойчивого архитектурного воплощения, которое находится в стадии формирования и в области творческого поискового проектирования. Вопрос архитектурнопространственного решения деловых клубов не имеет опыта и проектной традиции, новое проектирование решается исходя из конкретных условий в рамках специального предпроектного исследования, согласно реальному заданию и индивидуального поискового проектирования.
Социальный институт делового клуба формируется спецификой деловых отношений, является отражением качественных изменений деловой деятельности и определяется функцией предпринимательства как совокупности функций деловой коммуникативной деятельности во всех проявлениях общественных институтов. Деловой клуб представляет новую
21
Памятником архитектуры и образцом русского классицизма является здание Дома Благородного собрания в Москве, выстроенное по проекту М.Ф.Казакова в 1784-1787 г.г. Изначально в первой половине XVIII века это был дом генерал-губернатора Москвы князя В.М.Долгорукова-Крымского, который состоял из нескольких разновременных частей. После приобретения этой городской усадьбы дворянством Москвы для дома Благородного собрания, согласно проекту М.Ф.Казакова, все постройки объединяются в единый объем, обусловивший линейное расположение здания по ул.Б.Дмитровке, где был устроен монументальный фасад с шестиколонным коринфским портиком. На месте дома-дворца создается композиционный центр - парадный Колонный зал, по периметру которого проходит величественная колоннада коринфского ордера, над антаблементом которой полуциркульные окна второго света освещают сводчатый потолок с живописным плафоном. Колонный зал становится образцово-традиционным объемно-планировочным элементом центрально-осевого композиционного построения для зданий Домов собраний в других городах России. В целом здание состоит из нескольких разновременных построек - часть здания с угловой ротондой выполнена по проекту ученика М.Ф.Казакова А.Н.Бакаревым в 1814 году, в 1903 году архитектором А.Мейснером над всем зданием надстраивается третий этаж, изменяется архитектура портиков. После революции здание было передано профсоюзам и получило современное название Дом союзов, где проходили съезды и партийные конференции, всесоюзные совещания, торжественные собрания и концертные вечера - здание сохранило свою первоначальную досуговоделовую функцию [27].
Дом дворянского собрания в Нижнем Новгороде (арх.И.Е.Ефимов, 1822-1826г.) также представляет собой памятник архитектуры русского классицизма, в котором «Собирались дворяне, решали важные вопросы, иногда веселились, играли в бильярд. В общем, это было местом общения» [93]. Н.Ф.Филатов дает следующую характеристику: «С изданием указов о вольностях дворянству в Н.Новгороде стали регулярно проводиться съезды местных помещиков, а для ведения дел учреждена канцелярия. Дворяне
22
проводили выборы должностных лиц, устраивали балы, спектакли, концерты». [111] Угловое местоположение здания формирует площадь, к которой обращен 4-х-колонный портик ионического ордера, а на линию ул.Б.Покровской выведена ионическая 6-колонная лоджия на высоком цоколе, соответствующая размерам колонного зала 2 этажа, в который ведет парадная лестница. В 1860-1870-е годы главное здание было дополнено корпусом, который использовался как гостиница именитых гостей [1, 23]. В послереволюционный период и по настоящее время в здании Дом культуры.
Как многие классицистические постройки Москвы развивается усадьба дворца А.К.Разумовского, в котором с 1831 года размещается аристократический Английский клуб. В соответствии с проектом архитектора А.А.Менеласа усадебный комплекс приобретает завершение - к дому пристраиваются боковые корпуса и выполняется каменная ограда со стилизованными львами над пилонами ворот. Цельность общей композиции создается в характерных формах зрелого ампира по проекту Д.И.Жилярди -гармоничная пропорция восьмиколонного дорического портика с фронтоном, опирающегося на аркаду первого этажа, мраморные лестницы и порталы, живописные плафоны и изысканность лепного декора. С конца XIX века здание претерпевает перестройки, укорачиваются наполовину объемы боковых корпусов, в результате последующих реставраций сохранился и восстановлен в прежнем виде декор торцевых фасадов [27].
Здание Дворянского собрания в Великом Новгороде построено по проекту петербургского архитектора А.И.Штакеншнейдера в 1859 году. Композиционным центром здания был колонный зал, где в свободное время устраивались вечера, балы, концерты и спектакли, а также размещались квартиры губернского и уездного предводителей дворянства и общественный клуб. Архитектура здания была решена в духе эклектики с использованием мотивов древнерусского зодчества, классицизма и петровского барокко. Центральный объем, в котором размещался колонный зал, перекрывала высокая мансардная кровля, главный фасад завершали пять фронтонов в форме кокошников, характерными для древней новгородской архитектуры. Тимпаны фронтонов размещали лепные гербы Новгорода и других городов
- Київ+380960830922