СОДЕРЖАНИЕ:
ТОМ I.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЗДАНИЙ ПОД ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ I. 1. Роль практики приспособления зданий под храм в истории православной архитектуры.
I. 1. 1. Исторический опыт приспособления
существующих зданий под православный храм.
I. 1.2. Современная практика приспособления
существующих зданий под православный храм.
I. 2. Устройство православного храма. Особенности храмового формообразования в условиях приспособления.
I. 2. 1. Символика храма.
1. 2. 2. Функционально-планировочные требования к храму.
1.3. Анализ исходного здания.
I. 3. 1. Принципы классификации приспосабливаемых зданий.
I. 3. 2. Техническое состояние.
I. 3. 3. Функциональные характеристики.
I. 3. 4. Эксплуатационные характеристики.
*
I. 3. 5. Эстетические характеристики.
I. 4.Анапиз современной практики приспособления существующих сооружений под православный храм.
I. 4. 1. Принципы классификации приспособленных храмов.
I. 4. 2. Анализ практики приспособления в пределах наружных ограждающих конструкций исходного здания I. 4. 3. Анализ практики приспособления с развитием внутреннего
пространства по горизонтальной оси. - 45
I. 4. 4. Анализ практики приспособления с развитием внутреннего
пространства но вертикальной оси. - 54
I. 5. Конструктивно-планировочные модели приспособления.
I. 5. 1. Модели изменения внутреннего пространства. - 62
I. 5. 2. Возведение изолированных объёмов, имеющих
символическое назначение. - 66
I. 5. 3. Моделирование фасада с помощью облицовочного слоя. - 68
I. 5. 4. Увеличение функциональной структуры
изолированными от внутреннего пространства объёмами. - 69
I. 5. 5. Модели горизонтального развития открытыми во внутреннее
пространство объёмами.. - 71
I. 5. 6. Модели вертикального развития внутреннего пространства. - 71
Выводы по первой главе -74
ГЛАВА II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО
ХРАМА В УСЛОВИЯХ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
II. 1. Анализ влияния характеристик исходной структуры на
выбор модели приспособления. - 76
II. 1.1. Методика изучения влияния признаков исходных структур на выбор модели приспособления. - 76
II. 1.2. Распространённые недостатки приспособленных храмов. - 78
II. 1.3. Влияние признаков исходного здания на выбор модели
приспособления. -81
II. 2. Требования к структуре функциональных связей помещений
храма в условиях приспособления. - 84
II. 2. 1. Расположение блока молитвенных помещений в общей
2^
Костанца (н.стр.ок. 330) на Номентанской дороге в Риме. Стены Санта Костанцы прорезаны нишами, а купол, скрытый снаружи многоскатной кровлей, покоится на венце сдвоенных колонн (соединённых с аркадой через импосты). За колоннами находится обход, перекрытый коробовым сводом, украшенным мозаиками. В 1254 году мавзолей был обращён в церковь, но еще ранее, в 6 веке в Сирии, Месопотамии и Палестине появляется значительное количество центрических христианских храмов (ц. Иоанна Крестителя в Герасе, церковь в Миджлейя, церковь Архангелов в Фалула).
Среди базиликальных зданий старого Рима одной из самых значительных построек была Базилика Максенция. В огромном трёхнефном сооружении в центре, перпендикулярно ко входу располагалась экседра с триумфальной аркой для статуи императора, под ней помещалось кресло судьи. В базилике Максенция все нефы равиоширокие, центральні,їй не выделен по размеру; они перекрыты кессоиированными коробовыми сводами.
Созданный на основе римских базилик тип христианской базилики в дальнейшем претерпевает множество конструктивных изменений, но неизменно остаётся основой церковной архитектуры всего средневековья. Созданный тип храмового сооружения впервые был рассчитан на присутствие внутри него верующих во время богослужения (Латеранская базилика вмещала до 3,500 человек), в противовес языческим храмам - вместилищам божества.
Базиликальный тип храма был взят за основу архитектурой католической церкви, балканского и кавказского православного храма, а в сочетании с византийским купольным храмом стал основой для возникновения пятикупольной системы, через несколько столетий утвердившейся на Руси.
Если в большинстве примеров речь идёт об использовании при построении
храма объёмно-пространственного стереотипа, сформированного в
дохристианском Риме, то многие примеры демонстрируют использование при
14
приспособлении существующих конструкций языческих культовых сооружений -в дорическом периптере храма Афины в Сиракузах интерколумнии были заполнены кладкой, а в боковых стенах целлы, превращённой в неф, пробили арочные проёмы, чтобы обеспечить сообщение с перистилем и создать таким образом боковые нефы. В одном из малоазийских храмов Афродиты прибегли к другому приёму: стены целлы были разобраны и сложены заново с отступом от периметра храма таким образом, что колонны перистиля, оказавшись заключёнными во внутреннем пространстве, разделили его на три нефа. Торцевые колонны были удалены и добавлены к боковым, что удлинило внутреннее пространство (17). Некоторое время под православный храм был приспособлен афинский Парфенон.
Первыми культовыми постройками на Руси были клетские деревянные церкви, которые также являются примером приспособления под храм жилого дома. Их основу составляла простая клеть - четырехугольный сруб. Долгое время клетская церковь была основным типом храма на Руси, который стал отправной точкой в эволюции деревянного храма. Ярким примером использования клетской структуры является Лазаревская церковь из Муромского монастыря - три разновеликих четверика составляют объём храма, имеющий простейшее двускатное покрытие над каждым четвериком. Развитием данной темы являются многие деревянные храмы русского севера - Никольская церковь в селе Ковда, Варлаамовская церковь в селе Рыбрека, Рождества Богородицы в селе Лиственка (68, 69).
В эпоху русского классицизма и барокко под храм приспосабливался принятый в то время архетип общественного пространства, сложившийся в античном мире как светское заведение или языческий храм. Необходимость следовать господствующему направлению в архитектуре представляла определённую сложность при проектировании храма. Примерами размещения
15
- Київ+380960830922