Ви є тут

Архитектура современных православных малых храмов и часовен : На примере Москвы и Подмосковья

Автор: 
Канаев Иван Петрович
Тип роботи: 
На примере Москвы и Подмосковья
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
157
Артикул:
184163
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................. 4
I. Исторические предпосылки становления современной церковной архитектуры.
1.1. Основные исторические этапы формирования архитектуры Русской Православной Церкви................................... з
1.2. Современный зарубежный опыт проектирования христианских храмов.......................................... 16
1.3. Современный отечественный опыт проектирования храмов
и часовен.................................................... 19
1. 3.1. Тенденции развития русской храмовой архитектуры. 27
Выводы но главе.............................................. 30
11. Функциональные основы и классификация церковных объектов. Размещение малых храмов и часовен в Москве и Подмосковье.
II. 1. Аллегоризм, символика и каноническое устройство храма........................................................ 31
11.2. Классификация церковных объектов...................
II.2.1. Обоснование классификации церковных объектов. 35
II.2. 2. Группа 1. Объекты богослужебного назначения.
Подгруппа 1 а. Основные объекты
богослужебного назначения.............................. 33
II. 2.3. Подгруппа 16. Дополнительные объекты богослужебного назначения.............................. 41
II. 2.4. Группа 2. Объекты вспомогательного назначения. 41
11.3. Состав приходского комплекса малого храма и часовни. 42
11.4. Размещение малых храмов и часовен в Москве и
Подмосковье.................................................. 43
Выводы по главе.............................................. 50
III. Рекомендации по проектированию малых храмов и часовен.
III. I. Планировочное решение малых храмов и часовен.
III. 1.2. Состав и расположение помещений малых храмов и часовен....................................... 51
3
III. 1.3. Нормали основных планировочных элементов
малых храмов и часовен................................ 53
III. 1.4. Функциональное устройство помещений малых
храмов и часовен.......................................... 56
III. 2. Объемно-пространственные элементы интерьера и фасада, оборудование и детали.
111.2.1. Алтарь........................................... 61
111.2.2. Иконостас........................................ 63
111.2.3. Средняя часть храма.............................. 74
111.2.4. Традиционные и новые элементы.................... 75
III. 3. Архитектурное решение малых храмов и часовен.
Ш.3.1. Объемно-пространственное решение малых храмов и часовен................................... 77
111.3.2. 11роиорции малых храмов.......................... 79
111.2.2. Цвет и материал в храмовой архитектуре, ее
освещение................................................... 81
111.4. Перспективное расширение малого храма и часовни 88
Выводы но главе................................................. 90
Основные выводы и предложения................................... 91
Библиография.................................................... 94
Приложения.................................................. 100
реформы начала XVIII столетия существенно изменили ход исторических событий»6
«На Руси с конца XVII века, под воздействием западной культуры, происходит обособление культуры от Церкви, превращение ее в автономную область. До сих пор Церковь охватывала все стороны жизни, все стороны человеческого творчества. Теперь отдельные сферы творчества выходят за пределы Церкви, приобретают автономию. [...] Западные влияния все более проникают в саму церковную жизнь и искусство. На Русь широкой волной идут произведения западного религиозного искусства...»7 После Петровских реформ в русской культуре определились два пути - один европейский, столичный, другой провинциальный, народный.
«Разумеется, программная ориентация Петром I русской культуры на широкое освоение европейского опыта создала определенную напряженность в стилеобразовании, и можно вполне согласиться с Д.В.Сарабьяиовым, что в XVIII в., особенно в его первой трети, Россия не столько испытывала влияния, сколько вынужденно поддавалась им [...] Новым фактором стал и сам творческий метод зодчих. На смену традиционной ориентации на образец и натуру происходит «планиметрический» метод точного проектного чертежа, который сразу же был внедрен в петербургскую практику возведения зданий и комплексов архитекторами-иностранцами. Это существенно изменило не только проектную технологию, но и характер архитекту ры, ее «прочтение» в натуре, во многом рассчитанное на «фасадность» объектов, привязанных к точной и регулярной планировочной системе.»8
В XVIII и XIX вв. русская архитектура в основном потеряла свою национальную самобытность. Классицизм вернул храму статический силуэт, оставив вертикали колоколен.
Конец XIX - начало XX века было временем эклектики, модерна и «русского стиля». Возможно, наша ситуация перекликается с эпохой
6 Н.Ф Гуляницкий «XVIII век в русской архитектуре (эпоха, стиль, градостроительный метод)». Архитектурное наследство №38 М 1905
7 Л А Успенский «Богословие иконы православной церкви» 1989
4 Н Ф Гуляницкий «XVIII век в русской архитектуре (эпоха, стиль, градосгроительный метод)». Архитектурное наследство М 1995
15
эклектики от глагола «эклего» - выбираю, выбираю из любых исторических стилей наиболее уместный. Так понимал эклектику Константин Тон, начавший в начале XIX века, может быть не во всем удачно, поворот к «русскому стилю». Сейчас одновременно с современной архитектурой возник интерес к другим историческим эпохам, к стилизации. Тогда, в начале века, одновременно со строительством классицистических храмов строили и храмы «в русском стиле». Интерес к древним национальным корням возник после Отечественной войны 1812 года. После Петровских реформ русская культура разделилась на дворянскую, столичную, пошедшую но европейскому пути, и культуру народную, провинциальную, продолжавшую средневековые традиции. В то время, как в крупных городах после классицистических храмов вернулись к храмам «в русском стиле», в провинции все это время продолжали строить храмы в старых, архаичных формах и даже не заметили этого витка развития столичной архитектуры. Таким образом, «русский стиль» давал надежду на объединение этих двух направлений русской культуры хотя бы в архитектуре храмов, но дальнейшее развитие было трагически прервано революцией. Отметим также, что "запоздание1' архитектурных форм в провинции возрождается и сейчас в строительстве новых сельских храмов и часовен.9
На первом этапе, в 1830-х годах, «русский стиль» пытался возродить русские традиции в условиях только что пройденного классицизма. Это было соединение классицистической общей композиции с древнерусскими формами и декором. В частности, храм Христа Спасителя представляет классицистическую центричную композицию с четырьмя портиками со всех сторон, включая восточную алтарную сторону, и декоративные закомары, не связанные с шагом несущих столбов, более мелкие, приближающиеся скорее к кокошникам.
На заключительном этапе, в конце XIX - начале XX века, русский («неорусский») стиль следовал не форме, а духу, образу
д Бусева-Давыдова И Л, Древнерусский архитектурный идеал в русской провинциальной архитектуре ХУШ-Х1Х веков (к уяснению культурного смысла).//Архитектура в истории русской культуры. (Сборник научных трудов НИИТАГ). М., 1996.