Ви є тут

Архитектурная типология учреждений системы непрерывного архитектурно-художественного образования : на примере Самарской области

Автор: 
Газизова Аделя Талибовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277098
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................ 4
Глава 1. Архитектурно-градостроительные комплексы учреждений архитектурно-художественного образования в России и за рубежом... 10
1.1 .Архитектурно-градостроительные комплексы учреждений
архитектурно-художественного образования. Зарубежный опыт... 10
1.2.Предыстория развития учебных учреждений архитектурнохудожественного образования в России................... 24
1.3.Анализ функционально-планировочной структуры учебных зданий системы архитектурно-художественного образования.
Отечественный опыт.......................................... 36
1.4.Тенденции архитектурно-градостроительной организации системы непрерывного архитектурно-художественного образования в регионах России............................................... 42
1.5.Теоретическая модель системы непрерывного архитектурнохудожественного образования (САХО) на современном этане развития...................................................... 52
Выводы по первой главе......................................... 58
Глава 2. Анализ социально - пространственных предпосылок организации системы непрерывного архитектурно-художественного образования в Самарской области.................................... 61
2.1. Ретроспективный анализ народных художественных промыслов Самарской области......................................... 61
2.2. Тенденции в системе архитектурно-художественного образования Самарской области......................................... 67
2.3. Анализ функционально-планировочных решений образовательных учреждений................................................ 78
2.4. Анализ размещения и взаимосвязи учебных заведений системы непрерывного архитектурно-художественного образования в планировочной структуре населенных мест................... 85
2
2.5. Социально-демографический анализ предпосылок развития системы непрерывного архитектурно-художественного образования в Самарской
области......................................................... 88
Выводы по второй главе.......................................... 96
Глава 3. Теоретические основы архитектурной типологии системы непрерывного архитектурно-художественного образования............... 98
3.1. Теоретическая модель развития и поэтапная архитектурноградостроительная организация учреждений САХО в Самарской области............................................................. 98
3.2. Архитектурно-планировочная типология учреждений САХО
3.2.1. Учреждения дошкольного образования.................. 110
3.2.2. Учреждения дополнительного образования............. 111
3.2.3. Учреждения начально-профессионального образования... 112
3.2.4. Учреждения средне-лрофессиоиатьного образования 114
3.2.5. Учреждения высшего образования.......................117
3.3. Рекомендации по реконструкции существующей сети учебных учреждений САХО и нового строительства (на примере Самарской области)........................................................... 121
Выводы по третьей главе........................................ 137
Общие вы воды.................................................. 139
Библиографический список....................................... 142
3
Несмотря на то, что это здание отвечает всем функциональным требованиям в организации учебного пространства, архитектура здания «создает дискомфортную ситуацию, шокирует и дезориентирует человека» и по мнению автора диссертационного исследования, нежелательна для данного типа сооружения [86, с.73].
Рассматривая зарубежный опыт проектирования учебных заведений архитектурно-художественного образования, можно сделать вывод: большинство, выдающихся школ архитектуры и дизайна имеют индивидуально спроектированные комплексы учебных заведений, в которых функционально-планировочная структура соответствует учебному процессу, данной системе образования, методической концепции; в этих школах предусматриваются музейно-выставочные комплексы, оборудованные мастерские; система образования троится в тесной связи обучения с практикой, с хорошим знанием правовых аспектов; учебное заведение может информировать о себе, устраивать выставки, продавать свои изделия, студенты имеют больше возможностей в доступе к информации; универсальность структуры зданий рассчитана на будущее развитие и изменения.
1.2. Предыстория развития учебных учреждений архитектурнохудожественного образования в России
Развитие художественного образования, как и широкое становление системы профессионального образования, было вызвано бурным развитием экономики в России конца ХТХ - начала XX в. Общий прогресс знаний, необходимых для нужд материального производства, достижения в области естественных наук, развития промышленности и международной торговли, первые шаги капитализма в России обусловили создание в стране высших для того времени специализированных школ [11, с. 145].
Анализируя предпосылки формирования и развития системы художественного образования в России, можно определить следующие этапы: первый этап - развитие художественного образования до революции 1917 г.,
24
представленный классическим художественным образованием (живопись, графика, скульптура), народными художественными промыслами, архитектурным образованием, дизайнерским образованием (формирование бытовой среды), инженерно-промышленным образованием; второй этап - это состояние становления современного архитектурно-художественного образования после революции 1917 г., третий этап система художественного образования после 1970-х г. и до настоящего врехмени (Илл. 6).
На первом этапе в области художественного образования в России первым учебным заведением была Императорская Академия Художеств, открытая в Петербурге в 1757 г. Это было закрытое учебное заведение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры. Так была заложена основа развития высшего архитектурного и классического художественного образования в России.
Строительство здания Академии художеств было начато в 1765 г. по проекту А.Кокоринова и Ж.Б. Вален-Деламота и закончено в 1837 г. Здание было спроектировано в стиле классицизма. План здания Академии решен как сочетание простейших геометрических фигур: трехэтажные учебные корпуса расположены по периметру прямоугольника со сторонами 140 и 125 м; в центр этой композиции вписан еще один кольцеобразный корпус, называемый «циркулем» и образующий внутренний парадный двор диаметром 55 м; в углах четыре световых двора, вокруг которых на каждом этаже проходят перекрытые сводами коридоры. Главный фасад, обращенный к Неве, строго симметричен [76, с.65]. В функционально-планировочной структуре Академии художеств располагаются мастерские рисунка, живописи, графики, скульптуры, гравюры, архитектурного проектирования, литейная мастерская, выставочные галереи, библиотека, церковь, «профессорские дома» с квартирами для педагогов (Илл.7).
В Москве первая Архитектурная школа Д. Ухтомского была открыта в 1749 г. и существовала до 1764 г. Традиции школы Ухтомского были развиты в школах В. Баженова (1768-1775) и М. Казакова (1780-1801) - "Архитектурная
25