СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................4
V
Глава 1. Характеристика отечественного книжного дизайна 1950-1960-х гг. и периодизация творчества Д.С.Бисти........................11
1.1. Общая характеристика периода 1950—1960-х гг.
в отечественном книжном дизайне................................11
1.2. Краткая характеристика основных периодов творчества
Д.С.Бисти......................................................22
1.2.1. Начало творческого пути (1951-1960).....................22
1.2.2. Ранний период (1961-1967)...............................24
1.2.3. Зрелый период (1968-1977)...............................25
1.2.4. Поздний период (1978-1990)..............................28
Глава 2. Роль книжной графики в системе книжного дизайна Д.С.Бисти..................................................................30
2.1. Книжный организм как целостность................................30
2.2. Визуальное отражение различных аспектов содержания
литературного текста...........................................42
2.2.1. Зрительное отражение основной идеи произведения.........43
2.2.2. Зрительное отражение стиля литературного текста.........51
2.2.3. Зрительное отражение эмоционального содержания текста..62
2.2.4. Зрительное отражение эпохи создания произведения........72
2.2.5. Зрительное отражение субъективной позиции дизайнера
по отношению к произведению....................................80
2.3. Пространственно-временная организация книги.....................95
2.4. Рекламная функция..............................................103
Глава 3. Особенности художественного языка книжной графики Д.С.Бисти и основные принципы его книжного дизайна.....................108
3.1. Особенности художественного языка книжной графики Д.С.Бисти
и их роль в дизайне изданий.................................108
3.1.1. Пространственные характеристики......................108
3.1.2. Характер обобщения формы.............................112
3.1.3. Фактура графических техник...........................117
3.1.4 Тональные взаимоотношения и цвет......................126
3.1.5. Символы как составная часть изображения..............134
3.1.6. Рисованный и гравированный шрифт.....................137
3.2. Место творчества Д.С.Бисти в отечественном книжном дизайне 1960-1980-х гг. Основные принципы книжного дизайна Д.С.Бисти.........................................................142
Заключение.............................................................150
Библиография...........................................................154
Приложение 1. Список основных произведений Д.С.Бисти...................172
Приложение 2. Иллюстрации..............................................183
течение последующих десятилетий признается основополагающим: «...Нынешнее понимание книги как целостного, единого организма (вошедшее ныне в творческое сознание всех советских иллюстраторов), сотворено -единолично и мужественно - Фаворским» [114, с. 178] (стоит отметить, что подобный закономерный рост интереса к идеям В.А.Фаворского был еще в 1920-е гг. спрогнозирован А.А.Сидоровым [162, с. 11]).
В целом, для этого периода характерно возрастание интереса к искусству 1920-1930-х гг., до этого незаслуженно забытому. При этом происходил своеобразный процесс «реабилитации» многих известных художников, переоценки их творчества, с которого снимались ярлыки «формализма» и «безграмотности». Вели говорить об искусстве книги, то в такой роли выступали здесь, в первую очередь, конструктивисты, художники «школы В.А.Фаворского», «школы В.В.Лебедева», группы «Тринадцать». Многие художники книги, начинавшие в 1920-1930-е гг. и дожившие до описываемых перемен, снова смогли активно работать в книге, развивая свои художественные принципы, вынужденно оставленные около двадцати лет назад в связи с ужесточением цензуры. Среди них были такие признанные мастера книжной графики, как В.А.Фаворский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, 'Г.А.Маврина, Ю.А.Васнецов, Е.И.Чарушин.
В связи с ослаблением цензуры в музеях страны начали экспонироваться произведения «запрещенных» до этого отечественных и зарубежных художников - в первую очередь, П.Пикассо, А.Магисса, М.Шагала, В.Ван Гога, П.Сезанна, группы «Бубновый валет». Эти выставки вызвали ажиотаж в художественных кругах. Творчество данных мастеров заметно повлияло на формирование стилистических предпочтений многих советских художников тех лет, в том числе и работавших в книжной графике.
Не в последнюю очередь на советское искусство книги середины 1950-х годов повлияли и изменения в полиграфической технологии. Появились ротационные машины для высокой печати, впервые позволившие размещать
иллюстрации на одной полосе с текстом в книгах, рассчитанных на высокий тираж (т.е., в т.н. «массовой книге»). Новая технология позволила, наконец, выпускать достаточно дешевые книги, созданные с учетом целостности всего книжного организма, единства иллюстраций, текста и элементов оформления. Однако, новая полшрафическая техника была еще несовершенной, позволяя печатать только достаточно лаконичные черно-белые иллюстрации, без проработки деталей, построенные не на тоновой градации, а на штрихе. Впрочем, такие требования оказались неожиданно созвучными художественным устремлениям времени, постулировавшим отход от принятой прежде фотографичной, излишне детализованной, «стаффажной» (по выражению Д.С.Бисти: [97, с.208]) манеры изображения.
Так, под воздействием различных факторов, в середине 1950-х годов начали появляться новые тенденции в советском искусстве книги, в создание и развитие которых включились все - и опытные мастера книжного искусства, и особенно молодые. «Их поиски во многом шли «от противного», принципиально противопоставляясь поискам художников 40-50-х годов» [205, с.23]. Впоследствии сам Д.С.Бисти так вспоминал о ситуации в отечественном искусстве книги тех лет: «...B конце 50-х - начале 60-х годов возникла тенденция, связанная с поисками новых путей в развитии книги, обостренный интерес к ее конструкции, созданию книги как цельной вещи не только духовной, но и материальной культуры, - это был не просто формальный шаг, он был подчинен велению времени» [29, с.65]. Стремление к достижению целостности книжного организма, «книжности», стали лейтмотивом художественных поисков в книжном искусстве тех лет.
В конце 1950-х годов в советском искусстве книги вновь начал назревать кризис. Стилистическое направление, образованное общностью художественных поисков книжных графиков тех лет, «слишком быстро и слишком изобильно обросло весьма сомнительной свитой» [189, с.40] эпигонов и подражателей, воспринявших исключительно внешние особенности новой
- Київ+380960830922