Ви є тут

Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды

Автор: 
Алибекова Марият Исмаиловна
Тип роботи: 
в аспекте проектирования современной одежды
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
237
Артикул:
184040
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................................4
1. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
1.1 Анализ конструкции и композиции элементов одежды и традиционных орнаментальных ковровых композиций народов Дагестана - по литературным источникам и подлинным музейным образцам...........10
1.2. Составление информационной базы элементов женского народного костюма (рубахи, платья) и орнаментальных ковровых композиций......................................................35
1.3. Классификация элементов женского народного костюма и
ковровых композиций..........................................55
Выводы по первой главе.......................................65
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АНАЛИЗА И КЛАССИФИКАЦИИ КОМПОЗИЦИОННО - КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ ДАГЕСТАНСКОГО ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА И ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОВРОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ В АСПЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ.
2.1. Реконструкция кроя и разработка классификатора конструкций основных элементов женского народного костюма - рубах, платьев.........................................................66
2.2. Разработка классификатора цветов, рисунков тканей и орнаментальных композиций основных элементов женского народного костюма...............................................76
2.3. Выявление структуры и наиболее характерных составляющих деталей элементов женского народного костюма................85
2.4. Разработка методов многовариантного композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанского женского народного костюма................ 91
3
2.5. Выявление наиболее характерных орнаментальных мотивов составляющих композицию ковра..............................121
2.6. Разработка методов построения плоскостных орнаментальных
композиций с использованием элементов-модулей..............131
Выводы по второй главе.....................................164
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА СИСТЕМНОГО КОМПОЗИЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДАГЕСТАНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕГО В СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ
3.1. Выявление характерных комплексов женского народного костюма
(по народностям)...........................................166
3.2. Реконструкция и образно-структурный анализ наиболее характерных комплексов народного костюма - костюмов-образов........179
3.3 Разработка метода композиционно - пластического анализа женского народного костюма при трансформации его в
современные модели.........................................190
Выводы по третьей главе....................................209
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ...............................................210
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................212
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................220
22
У кумыков, табасаранцев, равнинных и предгорных даргинцев распашное платье носили все женщины, независимо от возраста. В присутствии посторонних и на улице этот вид одежды считался обязательным. Значительно реже встречалось это платье у аварцев, горных даргинцев, лакцев.
Ранний вид распашного платья был отрезным по линии талии, с лифом, плотно облегающим фигуру, с глубоким Iрудным вырезом, без воротника, со смещёнными на спинку боковыми швами лифа, с узкой спинкой; широкой, собранной по верхнему срезу в сборку или заложенной в складки, либо прямой (из четырёх-пяти полотнищ), или расклешённой (из восьми-девяти клиньев) юбкой, доходящей до икр и даже до пят, с разрезом спереди - от верха платья до низа, у пожилых - нередко и с разрезами по бокам, у низа платья. Узкие рукава платья имели невысокий окат, длиной - до кисти руки, в нижней части были откидными. Откидная часть рукавов чаще имела форму четырёхугольной удлинённой лопата, с суженными концами, иногда округлёнными. Во время работы нижнюю часть рукавов женщина обычно откидывала вверх и закрепляла особой застёжкой или просто подворачивала. В нарядном костюме откидной рукав лежал или свисал поверх широкого рукава описанного выше платья-рубахи (бузма гёйлек). Его отделывали подкладкой из другой ткани, чаще из яркой, а также обшивали галуном или мелкими металлическими пластинами, монетами, колокольчиками. Лезгинки к нижней часта рукавов нарядных распашных платьев валжагъ пришивали ещё разноцветные ленты. Всё это делало костюм молодых женщин нарядным, красочным.
В более позднее время рукава распашного платья делали прямыми, без разреза. Такие рукава часто встречались, например, на юге Дагестана, у кумычек селений Каякент, Карабудахкент, Гели, Параул и др., у жительниц средней полосы Кумыкской равнины, а также на севере, у даргинок.
Лиф платья, откидную часть рукавов и низ юбки делали на подкладке. Зимнее платье нередко изготовляли целиком на подкладке, а лиф
23
его (женщины старшего возраста) утепляли ещё и ватой. Платье не запахивалось, а застёгивалось спереди, встык у талии (справа налево) на 3 - 6 застёжек. Спереди и снизу из-под платья была видна рубаха, а также нижняя часть штанин. Северные кумычки надевали под платье специальный нагрудник с украшениями. В этом случае грудной вырез делали более глубоким и овальным.
Платье изготовляли, в зависимости от достатка, из сатина, шёлка, парчи, плюша, для молодых - ярких, а для старших возрастов - тёмных цветов. Распашное платье и надеваемая под него рубаха обычно были разного цвета. Для нарядных рубах предпочитали тафту жёлтого, красного или зелёного цвета, а для нарядного платья - плотный шёлк с тканым узором, шёлк с золотой канителью, плюш фиолетового, бордового, зелёного цвета, а также парчу. Борта, полы, линия талии, боковые разрезы, иногда и подол платья украшались галуном, а край подола обшивался короткой бахромой. Молодые женщины ряда народов пришивали на рукава и к поясу платья монеты и серебряные украшения. На такое платье расходовалось 6 - 10м ткани дополнительно.
Своеобразным был короткий архалыг лезгинок, носимый не с длинным платьем-рубахой, а с длинной, широкой юбкой. Изготовляли архалыг длиной до бёдер, на подкладке, с узким лифом, обычно с длинными узкими рукавами прямого покроя. Молодые женщины или невесты иногда носили архалыг и с короткими (до локтя) узкими рукавами. В этом случае под него надевалась рубаха с широкими рукавами. Иногда к коротким рукавам пришивали длинную оборку от локтя до кисти.
Архалыг, в свою очередь, имел несколько разновидностей. Одни делались спереди цельнокроеные, а сзади отрезные по линии талии, другие -отрезные по линии талии. В обоих случаях широкое заложенное в складки или сборку полотнище ткани образовывало юбку платья. Архалыг имел глубокий грудной вырез. Иногда платье застёгивалось наглухо спереди на пуговицы и прорезные петли. Пожилые женщины делали зимние архалыги на