1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ
ПРЕДПОСЫЛОК ВВЕДЕНИЯ БИОНИКИ В ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ.......................................... 11
1.1. Анализ современного уровня процесса художественного проектирования ювелирных изделий....................... 9
1.2 Анализ развития технологии создания ювелирных изделий 17
1.3. Формирование бионики, как междисциплинарной области научного знания........................................ 26
1.4. Применение бионики при проектировании костюма, архитектуры, техники.................................. 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ........................................... 46
ГЛАВА П. ИССЛЕДОВАНИЕ БИОНИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ
I
ИЗДЕЛИЙ....................................... 47
2.1. Выбор и обоснование методов исследования.......... 47
2.2. Определение бионических принципов формообразования ювелирных изделий XX века............................. 48
2.2.1. Стиль АртНуво (1880-1915)................... 48
2.2.2. Стиль Art Deco (1915 - 1940)................... 69
2.2.3. Стилевые направления периода с 1940 по 1960 гг. 84
2.2.4. Стилевые направления периода с 1960 по 1980 гг. 92
2.2.5. Стилевые направления периода с 1980 по 2001 г. 98
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.......................................... 110
ГЛАВА Ш. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ
БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗВАНИЯ
ювелирных изданий............................. ш
2
3.1. Построение структуры бионических
исследований......................................... 111
3.2. Определение структуры бионического моделирования ювелирных изделий.......................................... 131
3.3. Определение функциональных параметров ювелирных украшений, как основы запроса к бионической системе 136
3.4. Определение эргономических и технологических параметров ювелирных изделий............................... 138
3.4.1. Определение эргономических и технологических
параметров формы кольца............. 139
3.4.2. Определение эргономических и технологических
параметров формы кулона............. 140
3.4.3. Определение эргономических и технологических
параметров формы серьги............. 143
3.5. Применение компьютерных технологий при проектировании и изготовлении ювелирных украшений 148
3.5.1. Растровая графика................... 149
3.5.2. Векторная графика................... 151
3.5.3. Фрактальная графика................. 153
3.5.4. Трехмерная графика.................. 153
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ............................................. 163
ГЛАВА IV. АПРОБАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ЗАКОНОВ БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА.................................... 164
4.1. Определение концептуальных направлений
экспериментальных коллекций и единичных ювелирных
24
Первые графические орнаментальные мотивы в последствие использовались в качестве украшения на ювелирных изделиях, утвари и одежде.
По мнению Г. Земпера, именно в украшениях проявилось первое художественное чутье человека, что позволило ему впервые в истории ювелирного искусствознания сформулировать классификацию украшений.
Классификация ювелирных украшений по Г. Земперу:
• подвески.
• кольца.
• «Тот вид украшений, для которого за неимением существующего и бесспорного определения я вынужден изобрести специальное наименование; я бы назвал украшениями направленными, оставляя за собой право на более подробное разъяснение этого обозначения» (16, с. 122 ).
Также Г. Земпер выделяет три пространственных качества форм украшений:
• симметрия изделия;
• пропорциональные соотношения элементов изделия;
• направление элементов изделия - показатель движения.
Структурный анализ форм украшений, проведенный автором, выявил
наличие двух конструктивных частей украшения:
• декоративные элементы образующие саму сущность украшения;
• то, что обрамляет, связывает первичные элементы, служит для прикрепления к украшаемому объекту и выполняет структурнофункциональную роль.
Следует отметить, что в своих исследованиях Г. Земпер установил бионический характер формообразования украшений: «В природе имеются бесчисленные примеры, могущие при соответствующем орнаментально-стилизованном воспроизведении в каком-либо материале служить наиболее подходящими и уместными аналогами и символами». Среди этих предметов
- Київ+380960830922