СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Глава 1. Ретроспективный анализ трансформации образа человека в художественной и проектной культурах.
1.1. Канонический период. Синкретическая взаимосвязь графического образа человека с основным культурным вектором развития общества.
1.2. Проектный период. Формирование графического образа человека в отдельную смысловую и проектную единицу.
Глава 2. Актуализация категории смыслополагания в проектировании образа человека.
2.1. Проектирование мотивационного воздействия при помощи образа человека в рекламном сообщении. Эмоция как часть проектирования рекламного образа человека.
2.2. Стереотип. Проектирование образа человека как механизм осуществления влияния на потребителя.
2.3. Место образа человека в символьной системе рекламного сообщения. Образ человека как часть мифа в рекламе.
2.4. Категория психологической безопасности рекламы, социальная ответственность.
Глава 3. Проектные средства воплощения образа человека в рекламном сообщении.
3.1. Синтетичность образа человека в рекламе.
3.2. Вербальный ряд сообщения.
3.3.11евербалы1ый ряд сообщения.
3.3.1. Персонаж.
3.3.2. Фон.
3.3.3. Спецэффект.
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность исследования проектирования рекламного образа человека заключается собственно в неизбежности его использования в рекламе. Об этом можно говорить с уверенностью, подкрепленной как практическими наработками, так и результатами эмпирических наблюдений и анализа методологического и теоретического материала.
Образ человека в ряду графических приемов передачи информации является универсальным средством, способным создать как фоновые посылки, так и конкретные смысловые сообщения. Данная универсалия широко использовалась для передачи информации на протяжении всей истории человечества, развиваясь от примитивных форм до суперреалистичных изображений наших дней.
Человек не изменился с точки зрения психологии и физиологии за довольно короткий период своего существования как вида. В масштабах эволюции история Homo Sapiens занимает скромный отрезок. Однако очевидно, что мы не можем поставить знак равенства между первобытным человеком и человеком конца XX - начала XXI веков. Если причина не в физиологических изменениях, то тогда, вероятно, в окружающей этого индивида среде. Несмотря на то, что современный человек добился во многом потрясающих достижений в сфере науки, что, несомненно, двигает человечество по пути эволюции, но он не смог отказаться от таких свойств человеческой природы, как страх, или любопытство, или вера.
Ничто так не дорого человеку, как он сам. Можно спорить с этим, аргументируя самоотверженностью партийцев, самоотречением религиозных адептов, в конце концов, жертвенностью матери по отношению к своему ребенку. Но в каждом из вышеперечисленного, в конечном итоге, во главе угла стоит человек: вождь, Бог, ребенок как продолжение рода. Образ человека пронизывает историю человечества, принимая то совершенно абстрактные, то
проходит ночью. Исход последних племен обозначен следами ног, удаляющимися от центра. С уст некоторых персонажей, заметим, слетают «слова» [5, с. 29].
На этих двух примерах ярко представлены принципы символьности образа человека. Он выступает как равноправная смысловая единица наравне с символами стихий, символами обозначения действия, территориальных кодировок. Образ человека не является иконой, самодостаточным изображением ради изображения с собственным смыслом - он часть символьной системы, часть общего смысла сообщения (рис. 1.1.1, 1.1.2).
«Рисунки являются своеобразными далекими родственниками многих букв, их пращурами. Память о них и тяготении к ним у буквенного письма настолько сильны, что рисунки очень часто иллюстрируют многие жанры художественных и нехудожественных текстов, возвращая им утраченную наглядность и живую визуальную связь с изображением» [6, с. 60].
Интересно, что даже примитивные наскальные рисунки, составленные из палочек и точек, антропоморфны. Палочки - это символ мужского начала, а точки - женского (рис. 1.1.3).
Рис. 1.1.3. Эти знаки обнаружены в пещере Касгелло близ Сантандера в 1903 году. Сложная комбинация символических знаков в четырехугольных ячейках является знаками женского и мужского рода, образующими неизменную основу доисторического «синтаксиса». «Создание системы абстрактных символов стало отправной точкой к упорядочиванию способов передачи данных как общественного, так и личностного характера» [7, с. 12].
5. Жан, Ж. Знаки и символы / Ж. Жан; пер. с фр. Алчссва И. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 208 с.: ил.
6. Плотников, Б.А. Семиотика текста. 11араграфсматика / Б.А. Плотников - Минск: Вышейшая школа, 1992. -
173 с.
7. Ученова, В.В., Старых, Н.В. История, детство и отрочество рекламы / В.В. Ученова, 11.В. Старых - М.: Смысл, 1994. - 96 с.
17
Морфологически современная символьная система, регламентирующая идентификацию мужского и женского родов, так же построена на комбинации палочек и точек - окружностей (рис. 1.1.4).
Необходимо отметить такую особенность рисунков первобытных людей, как, в разной степени, реалистичность. Имеется в виду тесная включенность человека как существа в окружающую среду, учитывая метрические и коммуникативные аспекты отношений между природой и человеком. Это неудивительно, поскольку никогда более человек не был настолько близок к природе, был фактически ее частью.
Естественно, графика первобытного человека прошла свою эволюцию. Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. «Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся вес более условными,
Рис. 1.1.4.
Рис. 1.1.5. Рис. 1.1.6.
18
- Київ+380960830922