ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................... 4
Глава 1 Живопись в контексте проектной культуры средового дизайна.................................................. 8
1.1 Проблема диалектического взаимодействия дизайна и живописи 8
1.2 Пространство и среда как категории проектной культуры. Статичность и динамичность - два типа художественного пространства........................................................ 20
1.3 Средовое пространство: особенности трактовок в дизайне и живописи...................................................... 26
1.4 Графичиость и живописность как два метода организации художественного пространства.................................. 33
Глава 2 Живопись как эстетическая основа формирования проектной культуры средового дизайна: образно-стилевые
соответствия....................................................... 47
2.1 Художественная образность и стилевые характеристики в истории взаимодействия дизайна и живописи. Тенденция организации средового пространства.............................................. 47
2.2 Влияние стилевых направлений живописи XX века на дизайн 64
2.3 Метод живописности как актуальная тенденция практики современного дизайна.......................................... 77
2.4 Организация художественно-образного средового пространства на примере дизайн-концепции пешеходной улицы Советской (Николаевской) в г. Оренбурге....................................... 84
Глава 3 Моделирование принципов средового подхода на основе живописи: композиционные и концептуальные соответствия с дизайном....................................... 90
2
3.1 Морфо-аксиологические аспекты роли живописи в проектной культуре средового дизайна. Средовой подход в живописи как образец для дизайна.................................................. 90
3.2 Синтез живописи, архитектуры и дизайна на примере проекта супрематической росписи оренбургского Свободного театра, разработанного И.А. Кудряшовым (1919 г.)............................ 110
3.3 Общие принципы организации средового пространства, проектные композиционные свойства и качества в дизайне и живописи........ 118
3.4 Роль живописи в процессе профессионального формирования дизайнера. Экспериментальное моделирование средового объекта
на основе произведений живописи................................ 123
Заключение......................................................... 135
Список использованной литературы................................... 138
Приложение......................................................... 151
3
рубежи. Для этого нового этапа развития проектирования характерны индивидуализированные модели образа жизни и новые модели среды жизни, соответствующие друг другу;
- искусство позволяет реализовать в дизайне возможности регионального компонента. Учет разнообразных местных условий и традиций, во многом вытесненных индустриальной культурой, становится важнейшей тенденцией развития дизайна [49, с. 5];
- изучение опыта искусства формирует и развивает- творческие возможности дизайнера по организации среды.
Глубокий анализ средовой концепции в проектной культуре и вдумчивое исследование опыта изобразительного искусства позволяет
А.П. Ермолаеву утверждать, что «современный дизайнер — это, прежде всего, талантливый художник». По его мнению, «проектировщик, не владеющий инструментом организации равновесия между разумом и чувствами, не имеет права приближаться к объекту проектирования» [49, с. 5].
Образность как показатель синтеза художественного творчества и нроектности. Осмыслению продукта деятельности дизайнера как произведения искусства способствуют средства художественной выразительности, характерные для всех пространственных искусств. Свойственные современности приоритеты художественного творчества делают как никогда актуальной «общую» формулу П.А. Флоренского, для которого цель любого художника (независимо от специализации) -«преображение действительности», «переорганизация пространства», выводимого в произведении на иной, «высший» уровень целостности [154].
Наиболее органично распространение пространственных ценностей живописи на дизайн прослеживается через анализ проблемы художественной образности. Поиск выразительности проектного образа - характерная черта современного дизайна. Усиливающийся интерес к образной выразительности продукции дизайна определяет противопоставление радикальному функционализму альтернативного (метафорического) дизайна. Последний
культивирует воссоздание в структуре среды традиционных ролей и качеств художественных ценностей. Благодаря образности и совершенству художественной формы дизайн способствует гармонизации средового пространства человека (Н.В. Воронов, Г.Л. Демосфенова, A.B. Иконников, Г.Г. Курьерова, Е.Н. Лазарев, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Жердев, С.О. Хан-Магомедов и др.).
Понятие «художественный образ», актуальное для дизайна, раскрывается как «всеобщая категория художественного творчества», присущая искусству форма «истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов», «способность художника производить цельные, внутренне устроенные предметы и связанное с этим эстетическое удовольствие» [96, с. 670-674]. Художественные образы - это «мыслительные реалии, из которых состоит ... мир (произведения), которые располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени» [165, с. 251-291]. В живописи образ входит в изображаемый мир, являясь частью «образа высшего порядка» Он во многом и «строит» изображаемый мир, определяет его пространственные качества. Аналогичным путём дизайн-объект способствует пересозданию окружающего. Образ, выражая мировоззрение автора, преломляет в себе формы художественного сознания эпохи. В процессе взаимодействия художника с действительностью (эмпирией), предмет, «посланный» в предугадываемый сегмент художественного пространства, пронизанный авторской эмоцией, становится художественным предметом, то есть образом [165, с. 251-291].
Применительно к дизайну можно сказать, что художественное пространство и художественный образ являются преобразованиями бытового пространства. В отличие от понимания образа в изобразительном искусстве, в дизайне - это не просто художественное отражение мира, здесь образ сам является частью реальности. Для дизайна особенно характерно движение от осмысления эмпирического предмета через проектный замысел (эскизы,
17
- Київ+380960830922