2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 3
ГЛАВА 1. ИСТОКИ ТОТАЛЬНОГО ДИЗАЙНА. УТОПИЧЕСКОЕ
СОЗНАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ............................ 13
1.1. Утопическое сознание - программный базис тотального дизайна. Характеристика концепции и специфика утопизма............ 13
1.2. Утопический проект - воплощение теоретической модели утопизма. Возникновение и исследование тотального проекта .. 25
Выводы по первой главе....................................... 45
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛЬНОГО ДИЗАЙНА...................... 46
2.1. Вычленение дизайн-практики. Становление и активное развитие тотального дизайна в 20-е - 30-е годы XX века........... 46
2.2. Спад в тотальном проектировании в 40-е - 50-е годы XX века .. 69
Выводы но второй главе....................................... 78
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТОТАЛЬНОГО ДИЗАЙНА .... 80
3.1. Новый всплеск тотального проектирования в 60-е годы XX века Научный подход к проектированию......................... 80
3.2. Ослабление тотального проектирования в 70-е - 80-е годы
XX века ............................................ 98
Вывода по третьей главе..................................... 113
ГЛАВА 4. ТОТАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН - ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ................... 115
4.1. Рубеж XX-XXI веков. Глобализация масштабов проектирования.......................................... 115
4.2. Тотальный дизайн на службе у стран, корпораций, дизайнера
и потребителя. Продукт тотального дизайна.......... 126
Выводы по четвертой главе................................... 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 150
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................... 154
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире дизайн, занимая уже достаточно прочные позиции, продолжает расширя л» сферу проектной деятельности, усложняясь под влиянием меняющихся объективных, исторически обусловленных процессов, тесно взаимодействуя на протяжении всего процесса проектирования с такими отраслями- науки, как социология, культурология, эргономика, психология, отраслями рекламы и маркегинга и др. В отсутствие четких предметных границ для оптимизации дизайн-деятельности происходит дробление дизайна на узкоспециализированные виды. Кроме традиционных видов индустриального и графического дизайна со временем дизайном стало называться даже то, что традиционно считалось искусством или ремеслом. Сформировался дизайн архитектурной среды, выставочных экспозиций, одежды и аксессуаров, арт-дизайн. Развитие техники привело к возникновению компьютерного дизайна. Удовлетворяя не только материальные потребности, но и коммуникативные, информационно -статусные, отражая ценностные ориентиры и духовные, удовлетворяя эмоциональный дефицит, дизайн выступает как продукт культуры и инструмент ее строительства, как источник и носитель социальных изменений. В условиях отсутствия единого гармонизирующего центра тотальный дизайн стремится стать всеобщим синтезирующим ядром, формирующим, регулирующим, направляющим энергию проектировочной деятельности на создание гармоничной предметно-пространственной среды и гуманизацию отношений внутри социума. Настоящая работа посвящена комплексному изучению тотального дизайна, исследованию его развития, места и роли в истории проектирования.
В диссертационном исследовании основополагающими понятиями, непосредственно связанными с предметом изучения, являются «утопия» и
24
критическим осмыслением опыта Великой французской революции, стремлением найти связь утопизма с пролетарским движением (К. Маркс и Ф. Энгельс), попытками использовать наработки классической философии.
Шестой этап вторая, половина XIX - начало XX века, характеризуется марксистской и анархистской утопией. Марксизм привел к попытке реализации на практике «утопии социализма» в масштабах России, а потом и человечества в целом. Зарождается новый жанр художественной литературы, получивший название «научная фантастика», представленный в виде научных докладов, статей, художественных произведений. Появились специальные произведения «о будущем», среди которых книга Г. Уэллса «Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль», «Завтра» и «Города-сады будущего» Э. Говарда, «Через сто лет» ILL Рише, «Отрывки из будущей истории» Г. Тарда и др. В дальнейшем, вплоть до Второй мировой войны, научно-фантастическая литература активно развивалась. Среди футурологов первой волны следует отмстить Биркенхеда, П. Гартинга, Ф. Джиббса, А. Лоуи. Научное наследие выдающихся русских философов в конце ХЕХ — начале XX в.: H.A. Бердяева,
В.И. Вернадского, КЗ. Циолковского и др., выступает одним из важнейших источников осмысления будущего.
Седьмой этап авторы называют современным и ведут его начало символически от 1917 г. В это время появляются фашистские утопии. Марксизм, ленинизм, маоизм, чучхеизм также стали примерами социальной утопии. Большая часть известных футурологов «второй волны» начинала свои исследования в рамках Римского клуба, который инициировал первые исследования глобальных проблем в конце 60-х годов XX века, а затем глобальное компьютерное моделирование будущего. Литературные утопии стали необходимой основой для развития тотального проектирования, для понимания задач и возможностей совершенствования мира при помощи логоса. Проекты, демонстрирующие основы утопического сознания и
25
визуализирующие фундаментальные идеи утопизма, изначально носили название «утопические проекты».
1.2. Утопический проект - воплощение теоретической модели утопизма. Возникновение и исследование тотального проекта
Литературные утопии, предлагающие тотальное преображение жизни далеки от их реализации, так же как мечта от реальной действительности. Рассматривая литературные и философские труды как совокупность фундаментальных принципов, формирующих теоретический базис тотального дизайна, возникает необходимость обратиться к проектам как последовательному воплощению теоретических принципов, наглядно демонстрирующих практическое значение данного подхода. Новый этап -«...переход от утопии-идеала к утопии-проекту превращает утопистов из мечтателей в преобразователей, революционеров...» [152, с.73]. Следующий и практически невозможный этап — реализация проекта на практике. И если теоретические модели имеют богатую историю развития, то проектов, выстроенных по ним, единицы. Отдельные и малочисленные попытки воплотить на практике некоторые из основополагающих позиций утопического сознания не могут считаться тотальным проектированием в полной мере. В нем нет массовости, такие идеи носят единичный характер. Тем не менее, несмотря на неполный охват сферы проектирования, уже первые утопические проекты отличаются тотальным, синтетическим подходом к проблеме формирования планировочных решений окружающей среды, необходимым для гармоничного развития и функционирования человека и обеспечивающим становление нового гуманного общественного строя.
Если утопическое мировоззрение существовало всегда, то время зарождения утопических проектов следует определить, хотя и не
- Київ+380960830922