Ви є тут

Графический дизайн отечественного социального плаката : история и современные тенденции

Автор: 
Игошина Татьяна Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293886
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................... 3
Глава 1. Отечественный социальный плакат в культурно-историческом и актуальном значении.
1.1. Этапы исторического развития отечественного социального
плаката...........-.................................................11
1.2. Современный период: разделение отечественного
социального плаката на «выставочный» и «массовый»...................31
Выводы но первой главе..............................................46
Глава 2. Социальный плакат в контексте проектной деятельности.
2.1. Дизайн отечественного социального плаката:
целеполагание и структура проектного процесса.......................48
2.2. Типологические разновидности социального плаката и
их связь с образно-эмоциональным и эстетическим решением плаката 60
2.3. Специфика использования шоковых приёмов
в образном решении отечественного социального плаката...............69
Выводы по второй главе..............................................75
Глава 3. Дизайн социального плаката: принципы формирования выразительного художественного образа.
3.1. Роль метафоры и символа в формировании
художественного образа плаката......................................77
3.2. Традиционные принципы выразительности художественного
образа социального плаката..........................................90
3.3. Инновационные методы повышения образной
выразительности социального плаката................................105
Выводы по третьей главе............................................115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................117
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................121
ПРИЛОЖЕНИЕ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
129
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Отечественный социальный плакат имеет богатое историческое прошлое, он берет истоки в лубочной народной картинке и приобретает черты «обособленного» плакатного жанра в период расцвета благотворительного плаката в дореволюционной России. В художественных афишах (позднее утвердился термин «плакат») того времени нашли отражение исконно русские формы духовности: сострадательное отношение к обездоленным слоям общества (инвалидам, сиротам, нищим, увечным солдатам), чувство патриотизма, гуманное отношение к животным, забота о детях, порицание пороков и безнравственности. Плакат, как специфическая форма социальной коммуникации, был невероятно популярен в прошедшем столетии.
В формировании и становлении советского авангардного искусства и дизайна 1920-х годов важную роль сыграл графический дизайн, а именно -плакатная графика. Агитационные и пропагандистские плакаты социальной тематики известных советских художников-конструктивистов составили «золотой фонд» мирового дизайна. В последние два десятилетия XX века плакат стал излюбленным объектом разработки для многих дизайнеров-графиков, стремившихся выразить свою гражданскую позицию в этом жанре. В перестроечное время плакат был в авангарде профессии: «он всегда на острие, улавливает дух времени, а иногда и опережает его, заглядывая в будущее» [91, с. 12].
Современный социальный плакат - это непрерывно развивающийся дизайн-объект, расширяющий свои функционально-морфологические границы. Он даёт проектировщику широкие возможности инновационного поиска и обеспечивает высокий коммуникативный эффект в решении социальных проблем, остро стоящих перед современной Россией. В числе наиболее актуальных проблем, отражаемых в плакате: наркомания, алкоголизм, снижение рождаемости, положение инвалидов, ухудшение экологической ситуации,
17
Николаю II не понравился этот плакат, император требовал, чтобы на плакатах армия выглядела сильной и исполненной боевого духа, после этого была введена всеобъемлющая военная цензура, и новые плакаты уже стали отвечать этому требованию [13, с. 44]. Как отмечают исследователи, в художественном построении образов в дореволюционном социальном плакате существовали некие условности или негласные правила, которые требовали от плаката эстетической стилизации и затушевывания горя и нищеты, однако работы некоторых художников преодолевали жанровые ограничения. Авторы создавали плакаты на основе беглых правдивых зарисовок, созданных на «одном дыхании» с натуры или имитирующие натурализм. Примером выразительности таких зарисовок может служить плакат А. Архипова «Помогите несчастным детям», 1913 г. (рис. 1.1.5). Автор без оглядки на условности жанра поместил реалистичные зарисовки бездомных и осиротевших детей, сбитых в «стайку», словно «затравленные дикие зверьки» [13, с. 45]. Эти образы кажутся весьма жизненными благодаря документальности, правдивости и эмоциональности художественного образа плаката, достигнутой автором.
Характерной чертой русского дореволюционного социального плаката являлось полное отсутствие в нем фотографического изображения в качестве иллюстрации. Все плакаты были нарисованы художниками, несмотря на то, что в России уже в то время фотография была довольно популярна и доступна. На 1916-1917 гг. приходится расцвет отечественного кинопроизводства, однако даже на киноплакатах того времени применялись в основном рисо-
О
ванные изображения“ [96, с. 10]. Очевидно, тенденция отказа от фотоизображений в плакате - это влияние вышеупомянутых условностей плакатного жанра и несовершенства технологии печати. Европейские художники уже стали использовать в плакате фотографическое изображение, компонуя его с рисованной графикой, например, плакат неизвестного автора «Не разбрасы-
2 Исследователь русского киноплаката Ю. В. Ерохина в своей диссертации [39] упоминает только два дореволюционных киноплаката, созданных на основе фотоизображения: плакат к фильму «На ложе смерти и любви», 1910 г. и плакат к фильму «Без вины виноватые», 1916 г.
18
вайтесь хлебом» (1917 г). Этот английский плакат призывает к введению продовольственных ограничений в борьбе с немецкими агрессорами [123, с. 200] и выполнен в технике фотоколлажа.
Второй этан развития отечественного социального плаката - «советский революционно-авангардный», хронологические рамки - с 1917 года но 1930-е годы. С первых дней своего существования молодая советская республика стала проводить политику усиленной пролетарской пропаганды и агитации, используя проверенный и популярный инструмент - плакат. Исследователи истории плаката сходятся во мнении о том, что «советизация плаката стала поворотным пунктом в мировой истории развития этого средства массовой коммуникации, ибо никогда прежде не было такого государства, которое использовало бы плакат для создания виртуального образа самого себя» [13, с. 170]. О беспрецедентной роли плаката, как эффективного инструмента Агитпропа в истории советского государства писал советский художественный критик Я.А. Тугендхольд: «Русский плакат - вот поистине подлинное «отражение» революции в искусстве, — явление тем более замечательное, что его почти не знали другие страны. ...Октябрьская революция первая заставила служить себе искусство плаката, которое на Западе служило до того лишь капиталистической конкуренции» [Цит. по: 1, с. 17]. Плакатным творчеством, как и прежде, занимались знаменитые художники, поэтому революционный плакат, как особый изобразительный жанр относился к искусству, наравне с другими визуальными средствами пропаганды и агитации.
В первый год после революционного переворота появилась острейшая необходимость донести до широких масс идеи новой советской власти. В качестве основного коммуникативного средства была использована плакатная пропаганда. Сотни листов, созданные за период с 1918 г. но 1921 г. перевернули сознание народа, плакат заставил всех говорить языком революционных лозунгов и воззваний. Революционные преобразования вдохновили к плакатному творчеству величайших художников, таких как: А. Апсит, Д. Моор, В. Дени, А. Дейнека, К. Юон, Г. Клуцис, М. Шагал, среди них были знаменитые