Ви є тут

Формирование элементного базиса прототипов при проектировании одежды на основе народного костюма

Автор: 
Шатковская Марина Леонидовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
260
Артикул:
133822
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ.........................................................5
Глава 1. АНАЛИЗ ИСТОРИОГРАФИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА (НК).................................................. 11
1.1. Анализ изучения ТНК с этнографической точки зрения....11
1.2. Анализ изучения основных принципов проектирования одежды на основе НК.......................................20
1.3. Анализ современных технологий проектирования одежды 33
1.4. Выводы по главе 1....................................36
Глава 2. АНАЛИЗ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПОЗИЦИОННОКОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕВЕРОРУССКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ РУБАХ (СРТЖР) В АСПЕКТЕ НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА.................................37
2.1. Систематизация северорусских традиционных женских рубах (СРТЖР)...................................................40
2.2. Разработка классификатора характеристики «Ткань» и кодирование критериев для СРТЖР...........................47
2.3. Разработка классификатора характеристики «Конструкция» и кодирование критериев для СРТЖР...........................57
2.4. Разработка классификатора характеристики «Технология» и кодирование критериев для СРТЖР...........................69
2.5. Разработка классификатора характеристики «Декор» и кодирование критериев для СРТЖР...........................77
2.6. Разработка классификатора характеристики «Форма» и кодирование критериев для СРТЖР...........................83
2.7. Выводы по главе 2....................................87
Глава 3. АПРОБАЦИЯ АНАЛИЗА И НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ СЕВЕРОРУССКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ РУБАХ (СРТЖР)...89
3.1. Создание операционной базы данных (ОБД) по предметным (ПХ) и композиционно-конструктивным характеристикам
(КІСХ) СРТЖР.............................................91
3.2. Разработка дополнительной базы данных (ДБД) по характеристикам обмера параметров (ХОП).....................94
3.3. Формирование информационного банка данных
(ИБД) по СРТЖР...........................................98
3.4. Сервисные возможности «Информационного банка данных по музейному предмету: СРТЖР» («ИБД по СРТЖР»)................100
3.5. Выводы по главе 3.....................................101
Глава 4. РАЗРБОТКА МЕТОДА ТИПИЗАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ - СЕВЕРОРУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ РУБАХИ (СРТЖР) С ПРИМЕНЕНИЕМ МНОГОМЕРНЫХ ГРУППИРОВОК...............................................’......103
4.1. Обоснование выбора метода типизации с применением многомерных группировок....................................104
4.2. Анализ информационной обеспеченности для исследования 106
4.3. Статистические методы в определении однородных групп 109
4.3.1. Определение частоты встречаемости показателей композиционно-конструктивных характеристик (ККХ): ткань, конструкция, технология, декор и форма.....................109
4.3.2. Метод кластерного анализа (кластеризация)...........121
4.4. Выводы по главе 4.....................................135
Глава 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ТИПИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТНОГО БАЗИСА ПРОТОТИПОВ 137
5.1. Разработка алгоритма формирования элементного базиса прототипов...............................................138
5.2. Методические рекомендации по практическому применению
Такое одностороннее выражение подхода в изучении традиционного народного костюма определенным образом несомненно ценно для художника, так как именно в этом он пытается уйти от подражания зарубежной моде. Поэтому для моделей одежды этих лет свойственна перегруженность в композиционном отношении и этнографичность.
Рисунок 5. Модели женской нарядной одежды с использованием традиционных
Облик женщины, сформированный военным периодом (1941-1945 г.г.), требовал иного подхода в проектировании одежды - расширенный и жесткий плечевой корпус, широкий пояс, прямая короткая юбка в сочетании с сапогами на низком каблуке, беретом и сумка- планшетка. Поэтому развитие советского моделирования в этом направлении осуществляла целая плеяда молодых художников-последователей творчества Н.П.Ламановой: Ф.А.Гореленкова, Е. Л.Федотова, М.Д.Плотникова, Н.С.Макарова,
А.А.Левашова и др.
Послевоенный период использования традиций народного костюма в моделировании одежды можно назвать периодом количественного (40-е годы XX в.), а затем качественного отбора (конец 50-х годов XX в.).
Количественный отбор - увеличение вариантов мотива и дальнейшее их отражение в ряде моделей. Использование вариаций народных мотивов
форм народных женских рубах
(журнал «Новостимоды» 192- 1930 гг., модели Н.П.Ламановой)
23
вышивки осуществлялось художниками на формы костюмов довоенного времени. Поэтому модели одежды представляли собой стилизацию под народный костюм, чем создание нового, несущего национальный колорит.
Исключение составляет творчество Н.С.Макаровой, которая «овладев» народным костюмом, успешно использовала средства композиции в проектировании одежды. Покрой народной рубахи автором применяется в конструкциях детской одежды, элементы соединения частей традиционны -ластовицы, круглые кокетки, напоминающие рубахи-«воротушки». Плечевые вставки - полики выполняют в модели не только роль необходимых конструктивных деталей, но и являются ее композиционным центром (рис.6).
Принцип многослойности порождал идею трансформации: художница проектировала одежду с вариантами.
Форма в моделях Н.С.Макаровой определялась пластическими свойствами тканей. Знание законов построения народного костюма помогало автору использовать принцип аналогии, т.е. сравнивать взятую ткань и проектируемую из нее форму с формой и материалом народной одежды.
Период с 1955 по 1970-е годы отражает качественно новый подход одежды в обращении к народному искусству.
Качественный отбор - творческое осмысление и выявление взаимосвязи между компонентами композиции источника. Причины появления отбора:
Рисунок 6. Использование конструкций русских рубах в детской одежде
(рисунки-схемы по моделям Н.С.Макаровой 1945-1948гг.)