Ви є тут

Дизайн в обеспечении ориентации в среде современного города

Автор: 
Добрицына Ирина Александровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1985
Кількість сторінок: 
210
Артикул:
133450
179 грн
Додати в кошик

Вміст

-г -
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ....................................................... 4
1. ОРИЕНТАЦИЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ................................................. 12
1.1. Ориентация как одна из проблем жизнедеятельности крупного города ............................................ 12
1.2. Образные и средовые компоненты ориентации в современном городе.......................................... 23
1.3. Проблемы применения средств визуальной коммуникации для ориентации в городе ........................ 35
1.3.1. Системы ориентирующей визуальной коммуникации ................................................... 35
1.3.2. Графический знак в системах ориентирующей визуальной коммуникации .................................... 41
1.3.3. Носители ориентирующей информации в городской
среде .............................................. 47
1.3.4. Суперграфика в решении вопросов ориентации в городской среде ............................................ 49
1.4. Вы в о д ы ........................................... 58
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ) .................. 62
2.1. Типы ориентационных моделей городской среды 62
2.2. Понятие места как средовой ориентационной целостности ................................................ 73
2.3. Процесс ориентационной деятельности .................. 90
2.4. Ориентационные качества городской среды .............. 94
2.5. Выводы .............................................. 109
- 3 -
Стр.
3. СРЕДСТВА ДИЗАЙНА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕССОВ
ОРИЕНТАЦИИ В ГОРОДСКОЙ СРВДЕ ................................. 114
3.1. Проектная стратегия дизайна по обесценению ориентации в городской среде ..............................
3.2. Повышение ориентационного потенциала городской
среды средствами дизайна ............................... 116
3.3. Способы организации визуального информирования
для ориентации в городской среде ....................... 135
3.3.1. Принципы построения систем ориентирующей визуальной информации ........................................ 135
3.3.2. Графический дизайн в обеспечении идентификации городских объектов ..................................... 138
3.4. В ы в о д ы ............................................. 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... 145
БИБЛИОГРАФИЯ .................................................... 150
Список проектных работ, использованных в иллюстрациях к
разделу 1.3 ..................................................... 160
ПРИЛОЖЕНИЕ I .................................................... 162
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .................................................... 200
- 19 -
бой формы организованности - "трудного порядка" /101, с.559/ обрисовался иной подход к принципам выстраивания среды. Новое понимание окружения легло в основу эмпирического изучения сложившейся среды, в результате которого впервые в градостроительной теории стала складываться современная теоретическая база исследования ориентации в городской среде /72,158,133,117,190,154,62, 111,132/.
В современных градоведческих и социально-культурологических исследованиях город рассматривается как сочетание, сплетение предсказуемых и в чем-то непредсказуемых явлений, прослеживающихся в функционировании и развитии таких жизненных процессов в среде, которые можно только наблюдать и анализировать уже как некий результат: "естественный", как бы сам по себе происходящий, распад прежних городских структур; сложение ядер тяготения как результат, например, потребительских предпочтений; самовыстраивание различных по своему масштабу, характеру и природе "единиц" городской структуры (система транспортных связей, локальные микросреды); самоотделение "каркаса" от "ткани" и т.п. /41, 102/. Соответственно и ориентационное осознание города, городской среды формируется как функция образа жизни в городе, характера восприятия его среды. Образ жизни современного горожанина характеризуется фрагментарностью, пространственно-временной разобщенностью деятельности, пространственной несвязанностью /102/. Пребывание в транспорте выключает человека из активной деятельности (особенно метро), "путь" играет роль своеобразной "силовой линии", и скорее временной, чем пространственной связи.
Значительные изменения произошли в характере ориентационного освоения города. Ориентация на больших городских территориях требует весьма сложной системы образных представлений о ней. Можно
- 20 -
говорить о различном характере ориентации даже в пределах одного города, так как в городе сосуществуют различные типы сред: центр, периферия, "ядра жизнедеятельности" и др. Ориентационные представления о городе формируются уже не как отражение единой объемно-пространственной структуры или как составной цепочки перспектив, а скорее как структура дискретная, состоящая из ярко представимых фокусных узлов различной конфигурации (где центр - главный узел), для которых остальная территория служит как бы фоном. Практически в современном крупном городе, если рассматривать его как некое целое, не работает ни одна из классических систем архитектурно-планировочных ориентиров - ни линейно-осевая (улица, сетка улиц), ни лучевая композиция, ни доминантная (высотные ориентиры). И только некоторые фрагменты города, или же небольшие, и главным образом, новые города, могут быть выстроены с учетом этих приемов (типа Тольятти у нас или Эври во Франции). Как правило же попытка решить ориентацию на приемах классики, строившихся прежде всего на визуальных акцентах и пространственных связях (т.е. на основных элементах градостроительной композиции) даже в новых районах, например, на высотной доминанте, неудачна: из-за значительной общей высоты современной застройки такая доминанта постоянно теряется из виду, а кроме того, никогда нельзя знать, занимает ли высотный ориентир место геометрического центра района или же отнесен к его периферии, т.е. не известны "правила игры", нет канонов в использовании приемов, очевидно их и не может быть в современной застройке.
Существенно изменяется характер ориентации при усложнении городских структур, особенно при появлении мегаструктур с принципом разделения пешеходного и транспортного движения и по горизонтали, и по вертикали. Современная мегаструктура становится основ-