2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________ 4
ГЛАВА 1
1.1. Семиология как наука о знаках__________________15
1.2. Иконический знак__________________________________17
1.3. Код и структура________________________________________________________22
1.4. Классификация кодов 26
1.5. Иконический код и двойное членение ______________ 31
'1.6. Фигуры и знаки ___________________________________ 33
1.7. Фигуры как гештальты______________________________35
1.8. Проблема изоморфизма____________________________________________________________ 40
1.9. Выводы главы 1____________________________________4 3
ГЛАВА 2
2.1. Таксономия структуры отношений:
«объект - иконический знак» ______________________ 45
2.1.1. Пра-память ______________________________________ 45
2.1.2. Гештальт-психология
(краткое пояснение) ____________________________ 48
2.1.3. Распознавание паттернов _________________________ 52
2.1.4. Средства гармонизациии, принципы
и основы компоновки ГСПИ _______________________ 61
2.1.5. Тропеические совмещения _________________________ 64
2.1.6. Символ или иконографический знак ________________ 71
2.1.7. Этапы создания визуального образа
(схема)___________________________________________73
2.1.8. Знаковый статус объекта _______________________ 78
з
2.2. Выводы главы 2 (свод положений, рекомендуемых к проектной деятельности) ______________ 82
2.3. Р.Э. Аналитическая таблица_________________________89
ГЛАВА 3
3.1. Анализ существующих идеографических систем И ИСКуССТВбхЧНЫХ иконических
языков____________________________________________ 91
3.1.1. Рунические письмена ____________________________ 92
Выводы__________________________________________95
3.1.2. Визуальные знаковые системы
А.Штанковски 96
Выводы________________ _________________________99
3.1.3. Древнекитайская идеографическая
письменность Цанки_____________________________ 100
Выводы___________________________________________105
3.1.4. Хронологическая система ацтеков ________________ 107
Выводы 109
3.1.5. Идеография племени Нсибиди, Африка _____________ 110
Выводы___________________________________________111
3.1.6. Иконография библейских текстов, основанная на системе письменности
Уякок эскимосов южной Аляски __________________ 114
Выводы ______________________________________ 116
3.2. Выводы главы 3 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________120
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ______________________________________ 123
ПРИЛОЖЕНИЯ_____________________________________________12 9
БИБЛИОГРАФИЯ 152
15
ГЛАВА 1
1.1. СЕМИЛОГИЯ КАК НАУКА О ЗНАКАХ.
Границу исследования данной главы можно определить как: "объект - структура отношений знака с объектом -знак", где основным предметом исследования является структура отношений знака с объектом. Но прежде необходимо заметить, что речь идет о знаках, а знаки являются предметом исследования семиотики или семиологии как науки о знаках. Но для начала необходимо выяснить, в чем разница между семиотикой и семиологией, чтобы в дальнейшем избежать путаницы. На сегодняшний день этот вопрос является предметом дискуссий. Итак, семиотика или семиология? О семиологии говорят, имея Е виду определение, данное Соссюром: "Язык - это система знаков, выражающих идеи, и потому сравнимая с письмом, азбукой глухонемых, сим!золическими ритуалами, формами зежливости, знаками воинских различий и т.д. и т.п. Просто это самая важная из этих систем. Следовательно, можно вообразить науку, изучающую функционирование знаков в общественной жизни, она не могла бы стать частью социальной психологии и, стало быть, общей психологии; назовем ее семиологией (от греческого - "знак"). Эта наука могла бы рассказать нам, что такое знаки и какие законы ими управляют". О семиотике говорят, когда имеют в виду изучение знаковых систем независимо от лингвистики, тогда как о семиологии можно
16
говорить как о дисциплине общего порядка, которая изучает знаки вообще, включая и лингвистические [711. Посему, вслед за У. Эко можно остановиться на следующем разграничении, которое будет использоваться во всей дальнейшей работе - семиология есть общая теория исследования феноменов коммуникации, рассматриваемых как построение сообщений на основе конвенциональных кодов или знаковых систем, а "семиотики" - это отдельные системы знаков в той мере, в какой они отдельны и, стало быть, формализованы" [Там же. С.386]. Во введении было сказано, что для заполнения пробела, возникшего между теорией неязыковых знаков и практикой дизайна неязыковых знаков необходимо объединение исследовательских усилий со стороны гуманитарных (семиология как часть лингвистики) и естественнонаучных (психология, генетика, нейрофизиология) дисциплин, где: 1) семиология рассматривает все явления культуры как знаковые системы и определяет их как феномены коммуникации; 2) психология изучает восприятие как факт коммуникации; 3) генетика устанавливает коды наследственной информации; 4) нейрофизиология описывает процесс передачи сигналов с перефирии нервных окончаний к коре головного мозга. При этом все эти дисциплины неизбежно обращаются к математической теории информации, которая и была создана для того, чтобы объяснить процесс передачи сигнала на уровне машины. По мере своего развития такие науки, как кибернетика, занимающаяся вопросами контроля и управления автоматическими системами и ЭВМ, сблизились с биологическими и неврологическими исследованиями
- Київ+380960830922