2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Тенденции развития теории пропорций в проектной культуре
на современном этапе.......................................9
1.1. Средства гармонизации в современном дизайнерском проектировании 9
1.2. Формирование до научно-технологических учений о гармонии и мере 18
1.3. Развитие средств гармонизации в условиях промышленных технологий и системного научного знания...........................63
Глава 2. Информационное обеспечение и методологические основы
индивидуального дизайн-проектирования..........................85
2.1. Анализ систем отсчета в формообразовании живой природы . . . . 85 •
2.2. Дизайнерское проектирование как метод познания процессов естественного формообразования....................................99
2.3. Методологические основы индивидуального дизайн-проектирования .114 Глава 3. Методы расчета параметров антропометрического модуля как
средство гармонизации индивидульного дизайн-проектирования .141
3.1. Развитие средств проектной антропометрии на основе Модулора
Ле Корбюзье........................................................141
3.2. Построение системы художественно-конструкторского позиционирования.................................................158
3.3. Алгоритмы гармонизации моторного пространства человека . . . .171
3.4. Методы проектирования объектов дизайна индивидуального потребления......................................................208
Заключение............................................................217
Библиографический список использованной литературы.....................219
Приложения.............................................................232
ВВЕДЕНИЕ
В диссертации обосновываются теоретические и методологические критерии проектирования промышленных изделий в системе координат производной от человека, позволяющие непосредственно учитывать ценностное отношение индивидуума к разрабатываемому изделию. Выстраивается система художественно-конструкторского позиционирования на основе структурногеометрической модели физической стадии биологического формообразования, включающей методы расчета метрики всеобщего пространства биосимметрий и расчета групп преобразований этой метрики, в зависимости от условий изменения внешней среды. Вырабатываются методы построения антропометрического модуля, ориентированные на гармонизацию моторной активности- звеньев опорно-двигательного аппарата конкретного человека.
Актуальность исследования, состояние вопроса. К началу XXI в. методы геометрического формообразования промышленных изделий в дизайне вышли на уровень развития, позволяющий учитывать ценностное отношение потребителя к проектируемому изделию и удовлетворять требования индивидуального спроса. Этот уровень характеризуют средства проективной гармонизации, соотносимые со средствами эргономического предпроектного моделирования.
Практика дизайнерского и архитектурного формообразования показала, что для создания технических систем, учитывающих существующие производственные возможности и рассчитанные на мало или вовсе неизвестные технические решения, требуется разработка специфической нормативной документации. Прямое привлечение инструментальных и нормативных средств из техни-чески ориентированной математики или семантических систем культурологии не является достаточным условием для построения предметной формы изделия, которая непосредственно бы соотносилась с потребностями индивидуума. Требуется выработка новой системы отсчета, производной от самого человека, выражающей внутреннюю способность организма гармонизировать в единой
22
для счета лунных месяцев и лет. По мнению же А.Д. Столяра, эти предположения достаточно гипотетичны, так как "ни одно из них не доказывается в полной мере тем способом, который может быть наиболее убедительным - выяснением исторического формирования знака в цепи определенной семантикоизобразительной эволюции"/! 45, С.128/. Ученый считает, что такую именно семантико-изобразительную последовательность сохраняет принятие смысла нарезок в качестве знака общественной ячейки.
В диссертации предлагается, опираясь на положения работ В.И. Тасалова /149,150/ об органической связи внешнего графического знака с психофизиологической природой человека - его идеальности, включить в условия происхождение знакового творчества первобытного охотника стихийные, т.е. неосознаваемые, действия сценарной пантомимы. Конфигурации нарезок на кости животного или татуировок на теле человека, развившихся в последствии в орнамент на искусственно создаваемых предметов обихода и переросших затем в письменность, несли в себе операционную функцию выражения и изображения наблюдаемых явлений действительности. Но эти явления были преобразованы ритуалом и мифом в обобщенно-идеализированный образ, необходимый для включения этой действительности в сенсомоторную сферу деятельности человека.
Согласно положениям трудов Е.М. Мслстинского /102,108/, мышление первобытного человека "сохраняла черты диффузности и нерасчлснснности" с окружающей средой, "было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, моторной сферы"* следствием чего "явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация", се объектов, которым" приписывалась одушевленность, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных"/108, С.653/.
Многотысячелетняя практика записи, на основе соразмерности конфигураций нарезок, идеализированных (очеловеченных) через ритуал событий в мире позволило создать универсальный способ описания разнообразных моделей человеческой деятельности в мифологизированном космосе. Им стала система
23 .
фундаментальных противопоставлений: пространственных (верх и низ, левый и правый, восток и запад, небо и земля, и т.д.); временных (день-ночь, зима - лето и т.д.); абстрактных (чет - нечет) и др., в конечном итоге воплощающих благоприятные и неблагоприятные для коллектива явления, такие как, жизнь -смерть, счастье - несчастье, космос - хаос и др.
Найденный способ описания событий в мире представлял собой внешнее выражение процесса мифологического управления общественно-трудовых и культурно-исторических процессов, представленных мифологией управления в категории запрета или табу, которая предписывает действовать коллективу так как действовали, когда-то первопредки, боги, герои и т.п., принимавшие облики зверей, элементов природы или их комбинации. В мифе происхождение и сущность бытия отождествлялись. "Нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приемы охоты и приготовление пищи и т.д. и т.п. - все это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, богов. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния"/!08, С.653/ - пишет по этому поводу' Е.М. Мелетинский. Отсюда становится понятным широкое распространение заупокойного культа - как включение умершего, но жившего недавно и хорошо знавшего вес текущие проблемы коллектива в мифологическое, эталонное время и, потому, способного реально обеспечить благоденствие общине.
В дальнейшей истории человеческой культуры, на базе мифа и ритуала возникли зачатки религии и философии, политических теорий и различных форм искусства. Ведущие теоретики мифологии, например, К. Леви-Стройк /193/, утверждают, что наряду с конкретностью и метафоричностью мифологического мышления в нем обнаруживается способность к обобщению, классификациям и логическому анализу. К. Юнг /I/ считал, что любые проявления человеческой фантазии сводятся к коллективно-подсознательным мифоподобным символам, так называемым архетипам. В работах ведущих отечественных лин-гвистов-структуралистов В.В. Иванова, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова на
- Київ+380960830922