Ви є тут

Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций

Автор: 
Пархаев Георгий Олегович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
341
Артикул:
133266
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................4
Глава I.
Возникновение и развитие шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий
текстильной и легкой промышленности................................. 13
1.1 Возникновение шрифтовых
орнаментальных композиций...........................................13
1.2 Становление и развитие шрифтовых
композиций на ткани (до XX в.).....................................36
1.3 Шрифтовые текстильные композиции
XX - начале XXI вв.................................................63
Выводы по материалу главы..........................................76
Глава П.
Теоретические основы и принципы художественного проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной
и легкой промышленности............................................78
2.1 Классификация шрифтовых композиций в графическом дизайне метровых тканей.
Принципы проектирования............................................78
2.2 Классификация шрифтовых монокомпозиций
в графическом дизайне изделий текстильной и легкой
промышленности. Принципы проектирования............................99
Выводы по материалу главы........................................ 131
/
3
Глава Ш.
Методы художественного проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне
изделий текстильной и легкой промышленности....................... 133
3.1 Методы, приемы и средства проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне
изделий текстильной и легкой промышленности........................133
3.2 Выразительные средства графики
в создании шрифтовых текстильных композиций........................146
3.3 Современные тенденции использования шрифтовых композиций в графическом дизайне
изделий текстильной и легкой промышленности........................153
Выводы по материалу главы..........................................158
Общие выводы.......................................................162
Список использованной литературы.................................. 164
Приложение.........................................................173
-7
33
вытеснение латиницей, что связано в основном с социально-экономическими и политическими факторами. Но есть и другие проблемы - например не всегда удачные адаптации латинских гарнитур, при переводе их в кириллицу, что снижает уровень отечественной типографики в целом.
Но, тем не менее, в истории русской шрифтовой графики есть немало примеров прекрасного использования кириллических букв при построении декоративных композиций. Примерами тому могут служить работы таких выдающихся мастеров шрифта как В. Фаворский, А. Родченко, С. Телингатер, В. Лазурский, Л. Зусман и многие другие.
Пока славянские народы пытались сделать выбор между глаголицей и кириллицей, в Западной Европе расцвел готический стиль, одним из самых ярких проявлением которого (наравне с архитектурой и графикой) стал шрифт.
Хотя готический шрифт и не является принципиально новым видом письменности, а лишь логически развивает римское письмо, но из-за своей выразительности и частого присутствия в современном графическом дизайне, как нам кажется, заслуживает того, чтобы на нем задержаться.
С IV века начинается медленное, но верное продвижение христианства из Греции и Италии на север Европы. Монахи старательно переписывали Библию от руки на латинском и греческом языках, распространяя Учение среди постепенно одумывающихся варварских племен. В каждой области Европы латинский шрифт приобретал характерные особенности, присущие тому или иному народу. С появлением христианства в Шотландии и Ирландии связан уникальный вклад письменности кельтов в оформление религиозных рукописей. Эти шрифты «типографически соответствуют готическому стилю в архитектуре и, подобно готической архитектуре, являются важной частью европейского культурного наследия» [63, с. 289].
34
Тогда же сформировалось средневековое унциальное письмо, названное так потому, что литеры записывались на четырёх направляющих линиях, отстоящих друг от друга на расстоянии одной унции (24,5 мм) (рис. 21). В своем дальнейшем развитии унциальное письмо разделилось на четыре вида: ирландское письмо (Ирландия и Англия), меровингское (Франция), вестготское (Испания) и старо-италийское (Италия). В IX — X веках, наиболее развитое меровингское письмо преобразовалось в каролингское, ставшее нормой для переписывания церковных книг. Оно характерно появлением строчных букв.
В своем классическом виде, который легко узнает каждый наш современник, готический шрифт сформировался к XV веку как детище германских каллиграфов-переписчиков (рис. 22а.). Однако в разных странах, при общей характерности, готическое письмо приобретало специфические свойства, и шрифты получали отдельные названия. Так, в Италии готический шрифт раннего периоды был довольно округлым, от чего именовался «ротундой» («гоЮпбо» — круглый). На севере Европы, особенно в Германии, шрифты «настоящей готики» постепенно переродились в более широкие и удобочитаемые литеры «поздней готики». Ещё один известный стиль готического письма - «фрактура», появился в конце XV столетия. Также известны еще две крупные ветви готических шрифтов: текстура и бастарда. Все эти четыре стиля пережили «множество исторических изменений. Различия между ними многочисленны и сложны, но проще всего их отличать по форме строчной «о». Хотя оно пишется только двумя штрихами пера, в текстуре «о» выглядит практически шестиугольным. В фактуре оно, как правило, плоское слева и выпуклое справа, в бастарде обычно острое сверху и снизу и выпуклое с боков, в ротунде практически овальное или круглое» [63, с. 290] (рис. 226.). Примечателен также тог факт, что готические шрифты стали первыми наборными шрифтами в мире,