2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр
ВВЕДЕНИЕ........................................................... 4
1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУВИ............................................... 14
1.1 Мода и ее роль в развитии ассортимента обуви......... 15
1.2 Анализ требований, предъявляемых к обуви............. 20
1.3 Анализ существующих методик проектирования обуви..... 25
1.4 Основные направления развития САПР обуви............. 28
Выводы......................................................... 34 .
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИКИ КОМПОЗИЦИОННОГО
ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ И АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ МУЖСКОЙ ОБУВИ........................................................ 35
2.1 Социологическое исследование разнообразия мужской обуви.. 35
2.1.1 Изучен ие спроса на обувь................................ 36
2.1.2 Анализ ассортиментных групп мужской обуви................ 39
2.2 Композиционный анализ мужской обуви с использованием конструктивно - агрегативной системы................. 40
2.2.1 Определение формы носочной части обуви с учетом тенденций современной моды........................... 42
2.2.2 Выделение конструктивного элемента агрегатирования
верха обуви.................................................... 45
2.3 Классификация конструкций верха мужской обуви методами
многомерного анализа........................................... 48
Выводы......................................................... 51
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУВИ............................................. 53
3.1 Выбор исходных объектов художественного проектирования обуви в промышленных условиях производства..................... 56
3
3.2 Разработка структурно - информационной схемы процесса автоматизированного проектирования обуви.............. 59
3.3 Разработка информационной базы данных конструкций верха мужской обуви с использованием метода десятичных матриц 61
3.4 Создание информационного фонда композиционно-декоративного решения моделей.................................. 66
3.5 Совершенствование программы САПРО АСКО - 2Д......... 69
Выводы.................................................. 71
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЖСКОЙ ОБУВИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТИВНО-АГРЕГАТИВНОЙ СИСТЕМЫ.......................... 72
4.1 Эстетика - как категория качества и комфорта........ 73
4.1.1 Исследование и оценка эстетических показателей качества обуви................................................. 75
4.1.2 Оптимизация базовых конструктивных основ верха обуви средствами художественного проектирования............. 86
4.2 Разработка промышленной коллекции мужской обуви с использованием конструктивно - агрегативной системы... 93
4.3 Апробация результатов работы........................ 94
Выводы.................................................. 95
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ................................. 97
ЛИТЕРАТУРА.................................................. 99
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................. 108
14
I. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУВИ
Дизайн - термин, обозначающий новый вид деятельности в проектировании предметов среды [4]. Дизайн разрабатывает образцы рационального построения предметной среды, соответствующие сложному функционированию современного общества [69]. Под дизайном можно понимать лишь одну его область-это творческая деятельность, а именно - проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Но эстетическое начало в промышленных изделиях не должно преобладать над их назначением [12, 13, 15, 16].
Дизайн выделился в ходе эволюции искусства и неразрывно с ним связан не формальными, а содержательными связями. Поскольку дизайнер создает гармоничную форму, ему необходимо опираться на опыт, накопленный в разнообразных видах искусства [11, 22, 23].
Однако недостаточно создать удобное изделие, недостаточно сделать его доступным по цене, придать ему высокую функциональную способность, которая в художественном проектировании считается наиболее существенной. Процесс художественного проектирования изделий, в ТОхМ числе и обуви, должен опираться на глубокое гуманистическое начало, которое воздействует на настроение человека, создавая соответствующую эмоциональную среду [1].
Для создания высококачественной обуви необходим постоянный поиск форм, изучение человеческих потребностей и образов, с одной стороны, и техническое мастерство с другой. Важным для развития художественного проектирования обуви является такой подход, когда красота, удобство и технологичность модели являются неотъемлемыми составляющими этого процесса, подверженного влияниям моды.
15
1.1 Мода и ее роль в развитии ассортимента обуви
Научный комплексный подход к художественному проектированию необходим не только на стадии технологической разработки, но и на стадии анализа ситуации и моды.
Мода - непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме (одежде и обуви) [6, 7]. Мода имеет свои функции и законы распространения [9]. Одна из основных функций моды - социальная.
Различают семь аспектов социальной функции моды:
1) мода может выступать как безобидная игра фантазии, как каприз людей;
2) мода дает возможности избегать тирании обычаев;
3) мода является формой санкционированного риска, связанного с нововведением;
4) мода есть форма, позволяющая индивиду отчетливо, выпукло, зримо демонстрировать свое «я»;
5) мода используется для замаскированного выражения сексу'альных интересов;
6) с помощью моды производится постоянное выделение классов элиты;
7) мода служит средством внешней поддельной идентификации группы людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии, с более высокостатусной группой [8, 16].
Мода может быть интерпретирована и как своего рода увлечение. Известно, что в определенные периоды люди увлекаются то одним, то другим. Без увлечения не может быть широкой торговли [14]. В этом проявляется функция моды как стимулятора потребления.
- Київ+380960830922