Ви є тут

Особенности формообразования остановок скоростного общественного транспорта : На примере остановок монорельса

Автор: 
Филатов Леонид Станиславович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
273943
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ПЛАН ДИССЕРТАЦИИ
1. Введение----------------------------------------------------------------------------3
1.1. Понятие монорельсовых транспортных систем _______________________________________ 8
1.2. Роль остановок монорельсового транспорта в общей структуре транспортной
системы________________________________________________________________________ 11
2. Глава!
Из истории монорельсового транспорта____________________________________________13
2.1. Остановки Вуппертальского монорельса. Германия __________________________________21
2.2. Монорельс в США_________________________________________________________________ 33
2.2.1. Alweg ________________________________________________________________________ 33
2.2.2. Выставка в Сиэтле 1962 г _____________________________________________________ 36
2.2.3. Остановки монорельса в парке “Мир Уолта Динея”________________________________ 40
2.2.4. Остановка монорельса внутри универмага_________________________________________43
2.2.5. Остановки GRT в Моргантауне___________________________________________________ 44
2.2.6. Skyway в Джексонвилле__________________________________________________________48
2.2.7. Pcoplemover в Детройте. Остановки-вернисажи____________________________________50
2.2.8. Концептуальный дизайн-проект для семи остановок в Лас-Вегасе__________________ 51
2.2.9. Система Sky Tran и Taxi 2000 _________________________________________________ 54
2.2.10. Балтимор. Остановка монорельса под землей_____________________________________56
2.3. Европейские монорельсовые дороги концаХХ в _____________________________________ 58
2.3.1. Монорельс в Германии-----------------------------------------------------------58
2.3.2. Scvcm-Lamb Limited в Италии. Типизация проектов по климатическому признаку 61
2.3.3. Великобритания. Монорельсовая дорога в Skegness и система Whoosh_______________63
2.4. Монорельс на Востоке_____________________________________________________________69
2.4.1. Дизайн остановок монорельса в Японии__________________________________________ 69
2.4.2. Остановки монорельса в Куала-Лумпуре. Малайзия---------------------------------84
2.4.3. Китай—Трансрапид---------------------------------------------------------------87
2.5. Монорельс в России _____________________________________________________________ 88
2.5.1. МГХПУ им. С.Г. Строганова. Теоретические разработки и предложения_____________ 88
2.5.2. Неизвестные проекты монорельса в России (после Второй Мировой войны) 93
2.5.3. Московская Монорельсовая Транспортная Система (ММТС) _________________________ 95
2.6. Выводы_______________________________________________________________________100
3. Глава П
Построение типологои остановок монорельсового транспорта ______________________105
3.1. Использование дедуктивного метода в дизайне (Д МД) для построения типологической таблицы остановок монорельсового транспорта ___________________ 105
3.2. Нормативные и объективные требования к дизайну остановок монорельса ____________108
3.3. Критерии отбора типологических характеристик ___________________________________110
3.4. Теоретические предпосылки построения типологии остановок монорельса_____________118
3.5. Выводы_______________________________________________________________________119
4. Глава III
Методологические аспекты проектирования остановок монорельсового транспорта 122
4.1. Особенности проектирования транспортных остановок_______________________________122
4.2. Специфика проектирования транспоргных остановок монорельса______________________125
4.3. Различные аспекты проектирования оборудования остановок монорельса _____________127
4.4. Цветовое решение остановок монорельса __________________________________________130
4.5. Искусственное и естественное освещение остановок монорельса_____________________132
4.6. Эргономические требования к проектированию остановок монорельса ________________134
4.7. Выводы _______________________________________________________________________136
5. Заключение________________________________________________________________________139
6. Библиография______________________________________________________________________144
7. Список иллюстраций________________________________________________________________152
8. Иллюстративное приложение_________________________________________________________159
2
Смотрите на жизнь без очков и шор Что можно, глазами цапайте Смотрите, что у нас хорошо И что хорошо на Западе
В. Маяковский
1. ВВЕДЕНИЕ
Работа над данной диссертацией началась в 2000 г., когда процесс строительства в России, в се столице — Москве первой ветки пассажирского монорельса перешел от стадии теоретических изысканий в практическую плоскость. Предпосылкой организации данного строительства послужило многократное увеличение в городе количества наземного транспорта, в частности автомобилей. Транспортные артерии столицы не справлялись с такой нагрузкой.
Строительство новых автодорог не могло кардинально решить транспортную проблему. Строительство метро —это дорогостоящий длительный процесс, к тому же не везде приемлемый. Необходим был особый вид общественного транспорта, каким является монорельсовый. Поскольку создание такого вида транспорта, а также проектирование его остановок имеют определенную специфику и для России новы, пришлось опираться на зарубежный опыт. Однако, и зарубежные достижения, имеющиеся в этой области, не систематизированы, что еще раз подчеркивает научную не разработанность данной темы. Не выявлены способы и подходы к решению определенных задач по проектированию остановок монорельсового транспорта, в том числе и в дизайнерском аспекте. В связи с тем, что сооружение таких транспортных систем стало насущной необходимостью и имеет перспективы развития, актуальность данной темы значительно возросла. Современная остановка скоростного общественного монорельсового транспорта является объектом, проектируемым не только архитектором совместно с конструктором, но и дизайнером, который должен выработать комплекс принципов и подходов к решению конкретной проектной задачи.
з
эклектично: с одной стороны неиндустриальные и даже доиндустриальные архитектурные формы и декор станций, а с другой стороны хай-тэчные ажурные металлоконструкции опор и путевой балки. Без сомнения, 100 лет назад этот проект был вершиной технической и дизайнерской мысли. Монтаж такого сооружения над водой казался фантастическим. Как видно на фотографии, станция была вполне органично вписана в окружающую среду (илл. 7а). Та же станция «Мост орла» совершенно перестроенная в 1998 г. (илл. 11). Это уже современная станция. Ее конструкция логичная и легкая, а формы строги и лаконичны. Убраны главки на крышах и все следы модерна. От старого облика остались только опоры и крепеж путевой балки. Огены застеклены и слегка напоминают аквариум. Пол и потолок — железобетонные плиты. Наблюдается стремление к четким геометрическим формам, острым углам, массивному остеклению, вполне оправданному: это и дневная освещенность станции, и обзорность, увеличивающая пространство и способствующая связи человека с природой. (Известно, что вода, как и огонь, обладают какой-то магической силой, притягивая взор человека. Поэтому, ожидающий поезда пассажир с удовольствием будет смотреть на воду или окружающие пейзажи.) Материалы, используемые при строительстве, также соответствуют своему времени. Это бетон, стекло, металл. Обилие стекла делает станцию легкой, наполняет ее воздухом. Этому же способствуют и светлые тона окраски: бело-серо-голубые, что контрастирует с путевой балкой и поездом. Путевая балка сигнального оранжевого цвета. Как первая станция в начале 20 века была построена на вершине технологических возможностей того времени, так и обновленная станция соответствует технологиям 21 века.
Так как все остановочные павильоны, построенные в 1901 году, были решены в одном ключе, с применением одних и тех же технологий, сохраняя общее стилевое единство, они, естественно, были похожи одна на другую. В этом их огромный плюс, но есть в этом единстве и минус: трасса проходит по разным кварталам города, между «дворцами» и «хижинами». А это значит, что станции не могут одинаково гармонично вписываться в такие разные архитектурные ансамбли. Станция (илл. 12) расположена
25
рядом с «византийской» архитектурой и смотрится неуместным индустриальным хаосом. Другой пример (илл. 13). Дизайнеры, стремясь к гармонии с окружающей средой, убрали из облика станции все, что относится к модерну, оставив только функциональные и рациональные элементы экстерьера. Так как эта остановка расположена в промышленном районе города, павильон станции максимально упрощен. Отсутствуют архитектурные излишества. Простая двускатная крыша. Экстерьер станции напоминает фабрично-заводское помещение, тем самым органично вписывается в окружающий городской пейзаж.
Следующая, рассматриваемая остановка (илл. 14) представляет тот же самый тип станции, что и предыдущая (илл. 13), но здесь этот проект дизайнеры наполнили различными деталями, которые гармонировали бы с окружающей средой. Эта станция находится не в индустриальной части города. Отдавая дань избранному стилю, входная лестница с одной стороны скруглена, а на определенной высоте она переходит в пандус. Крыши лестничных площадок украшены башенками, рустованными в традициях немецкой архитектуры.
Тот же тип остановки (илл. 15), но здесь здание станции вписано в иную среду, т.к. монорельс проходит над дорогой, над трамвайными путями. Фотография сделана в тот момент, когда внизу проходит трамвай, а над ним висит поезд монорельса. Трудно не заметить, что вагон монорельса очень похож на вагон трамвая, только в перевернутом виде. Станция с окружающей средой оставляет некоторое ощущение хаоса. Много нагромождений, создаваемых даже крышами лестничных маршей, расположенными в разных направлениях и плоскостях. Здесь явно отсутствует целостное дизайнерское решение. Эта станция строилась без учета пространственной организации, руководствуясь лишь необходимостью разрешения проблемы транспортного обслуживания населения в данном месте.
Наиболее удачно, эстетично и органично вписываются подобные строения в природный ландшафт (илл. 16, 17). Монорельсовая дорога проходит над шоссейной дорогой, расположенной в пригородной лесопарковой зоне. Несущие опоры монорельса достаточно органично
26