Ви є тут

Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна

Автор: 
Власов Виктор Георгиевич
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
364
Артикул:
133843
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение... 4
Глава первая: История формирования энциклопедических
подходов к изучению искусства
1.1. Энциклопедические сочинения по искусству в эпоху Античности и Средневековья • 28
1.2. Терминологические проблемы изучения искусства в эпоху Нового Времени 34
Глава вторая: Теоретико-методологические концепции искусства в контексте исторического развития дизайна
2.1. Формирование методологии системного подхода и междисциплинарных исследований в новейшем искусствознании 62
2.2. Теория прогрессивного циклического развития искусства и перспективы развития дизайна 73
Глава третья: Классификация и типология универсальных категорий, основных понятий и специальных терминов теории искусства и дизайна
3.1. Понятия композиции и конструкции в истории архитектуры и изобразительного искусства 101
3.2. Стиль как искусствоведческая категория. Понятия исторического типа искусства, направления, течения, школы 114
2
3.3. Морфологический анализ: границы предмета и метода архитектуры, традиционного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественных ремёсел и дизайна 130
Глава четвертая: Разработка универсальной системы «мышления формой» в эстетическом, художественном и техническом формообразовании
4.1. « Теория двух установок зрения» и се методическое значение в истории отечественной художественно-промышленной школы 178
4.2. Исторические предпосылки и формирование теоретикопрактического системообразующею учебною курса «Основы композиционного мышления» 200
4.3. Построение структурной модели категорий, понятий и терминов эстетического, художественного и технического формообразования 238
Заключение 273
Примечания 276
Список литературы 291
Список иллюстраций 347
Том второй : Содержание 2
Приложение I Тематический рубрикатор терминологии
технико-эстетической и художественной деятельности
Приложение II Список иллюстраций 290
Альбом иллюстраций 301
3
Примечательна и соотнесенность этих весьма необычных идей со столь же оригинальной теорией русского мыслителя Николая Федоровича Федорова (1828—1903). В сочинении «Философия общего дела» (в 2 т., 1906—1913), изданном после смерти Федорова его учениками, автор изложил идеи космизма — воскрешения в будущем всех живших поколений как «общего дела человечества». Вместо индивидуального стремления к спасению души Федоров проповедовал синергию Божественной воли и энергии человека (грсч. synergeia — «содействие, сотрудничество»). Личное спасение Федоров считал безнравственным. Всеобщая «сииергейя» в полном согласии с православной эсхатологией, как считал мыслитель, должна привести к восстановлению утраченной связи (лат. religio) Бога и человека, сделать Вселенную открытой (вопреки физической теории о «тепловой смерти») для бесконечных энергий Творца. И тогда «Последний же враг истребится—смерть» (1 Кор. 15:26). Человечество перейдет в новое состояние. Произойдет эволюция от кёносиса (греч. kenosis — «умаление»), умаления Божественной истины, Логоса, нисходящего из высшего в низший, материальный мир, к теосису (греч. theosis — «обожение») — превращению человека в проводника Божественных энергий в мире [24].
В. И. Вернадский также писал о том, что первая материальная Вселенная превращается во вторую, разумную, а затем — в третью, духовную, в которой осуществляются все добрые помыслы людей, зло исчезает и Бог растворяется в мире. Ноосфера, считал Вернадский, существовала в космосе и до появления человека на земле. Духовно эволюционируя, человек начинает «считывать информацию» из космоса, а в будущем люди будут получать энергию непосредственно от Солнца. Человеку уже не нужно будет восполнять свои силы, поедая другие существа. Биосфера окончательно преобразуется в ноосферу| 25].
Идеи Вернадского, в свою очередь, продолжил французский католический философ Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) [26].
Льву Николаевичу Гумилеву (1912—1992), этиологу и геофафу (сыну известных поэтов Николая Степановича Гумилева и Анны Андреевны Ахма-
76
товой) принадлежит теория пассионарности культуры (от итал. passionario — «страстный») [27]. Согласно этой теории, происхождение и развитие этносов— этногенез (греч. ethnos — «народ» и genesis — «рождение») представляет собой естественный, природный процесс, такой же необратимый, как и все процессы в биосфере земли. Однако он зависит от пассионарных (энергетических) толчков — флуктуаций (лат. fluctuatio — «колебание, волнение») биохимической энергии живого вещества. Причины явления еще недостаточно ясны. По законам термодинамической системы вспышка этой энергии происходит в том или ином регионе планеты — она порождает движение, конкретный характер и особенности протекания которого зависят от внешних факторов: географии, климата, экономических условий.
Флуктуация космической энергии сначала расширяет ареал своего действия, потом постепенно затухает, теряя силу и сливаясь с окружающей средой в подвижном равновесии. Носителями этой энергии являются «пассионарии» ироде Александра Македонского, Юлия Цезаря или Наполеона Бонапарта. Энергия пассионарных движений материализуется в памятниках культуры: техники, искусства, научных открытиях. В отличие от природных феноменов созданные людьми предметы не могут самовоснроизводиться и приспособляться к окружающей среде. Они могут только сохраняться или уничтожаться. Поэтому их местоположение на географической карте отражает характер «пассионарных толчков» и во многом объясняет возникновение и расположение основных центров культуры.
Теория этногенеза JI. II. Гумилева в отдельных положениях сходна с концепцией английского мыслителя Арнольда Тойнби (1889—1975), названной автором «Вызов-и-Ответ». Испытывая период особенно интенсивного развития, тот или иной народ (этнос) неизбежно оказывает давление на своих соседей. Такое давление либо открытая экспансия, в свою очередь, порождают ответное усиление, активное противодействие, что является мощным стимулом развития. Так, например, Древняя Русь, испытав унижение монголотатарского ига, после победы на Куликовом поле в 1380 г. получила мощный импульс для объединения разрозненных княжеств. Такое лее значение для Се-
77