Содержание
ВВЕДЕНИЕ ....................................................4
ПЕРВАЯ ГЛАВА.
Проектно-художественные особенности бумаги как материала дизайнерского творчества.....................................9
1.1 Бумага: рождение материала и его место в культуре........9
1.2 Оригами - первая конструктивная система бумагопластики 25
1.3 Технологии промышленного производства как фактор формообразующих возможностей бумаги..............................50
1.4 Перспективные направления в развитии технологии производства бумаги, а также создание материалов с новыми свойствами.....59
ВТОРАЯ ГЛАВА.
Пространственные структуры и объемное моделирование. Тектоника и принципы пространственной трансформации плоскости................................................... 76
2.1 Идея пространства в европейской культуре..................76
2.2 Место бумагопластики в контексте формотворческой деятельности.................................................110
2.3 Технологические приемы, операции и их комбинации
в композициях из бумаги......................................131
2.4 Структурные основы бумагопластики. Структура как образ тектоники пространства.......................................168
2.5 Объемно-пространственные структуры как демонстрация комбинаторного принципа в чистом виде........................211
2
ТРЕТЬЯ ГЛАВА.
Формирование современных изделий, основанных на принципах
трансформации листа бумаги ..............................229
3.1 Философия экспериментальной деятельности в контексте
бу магопластики........................................ 229
3.2 Бумагопластика: от эксперимента к печатной продукции 252
3.3 Формообразование из бумаги - пластический язык современного Искусства............................................ 295
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................317
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................322
3
прочностью. Таким образом, при неизменном принципе складывания оригами из квадратного листа бумаги, меняется каждый раз и сама бумага, лист за листом, и сама форма бумажной фигурки. Появлению оригами в Японии несомненно способствовали такие его врожденные свойства, как недолговечность, легкая ранимость моделей, простота и от этого некая тайна, живущая в каждой фигурке.
Важная тема для понимания сущности оригами как явления - единство тени и света, столь явно выраженное в фигурках. В оригами игра света и тени является зерном композиции. Причем тень, отбрасываемая объектом, или тень, покоящаяся в складках фигурок обретает почти доминирующее значение, кажется, что освещенные части существуют лишь для того, чтобы подчеркнуть многообразие и величие теневых пятен. Тень есть воплощение идеи предмета. Во всяком случае, тень и свет в оригами осуществляют взаимную напряженную работу. Взаимопроникновение темных и светлых сторон характеризуют не только единство и борьбу противоположностей инь и янь, но и важность взгляда на мир со стороны, где тень способна создать истинный образ вещей. «Истинная природа объекта обнаруживается в его тени... Художник противопоставляет идеальное тело вещей их телу физическому, которое для него не является собственно реальностью». [18, с. 141] «Цунь рождается от головки колоска, колосок рождается от солнца, солнце рождается от формы, форма рождается от тени». [66, с.227] Понимание теневых пятен как организующих являет особый способ буддийского самовыражения, где тень рождает форму, где недосказанность - самая красноречивая мудрость, где в малом познается великое, где аскетизм и нищета - проявления истинного богатства.
Важной чертой оригами можно назвать то, как осуществляется работа с материалом бумага. Несмотря на то, что бумага позволяет огромное количество приемов формирования из плоскости пространственных объектов (это и вырезание, и скручивание, и лепка из размоченной бумаги), мастера оригами выбирают путь общения с материалом, самый для этого материала есте-
ственный, путь, выявляющий самые существенные для формообразования качества бумаги.
Складка в бумагопластике является конструктивной основой. Бумажная конструкция, в основе которой лежит ребро жесткости является открытием японской культуры, так как ни в одной другой культуре бумагопластики естественные формообразующие возможности материала не были выявлены с такой выразительностью. Это связанно со способностью, заложенной в нации, к любованию окружающим миром, к стремлению понять то, как вещи или материалы существуют, что свойственно или не свойственно тем или иным вещам. «Как известно, в японской культуре существовало представление о том, что вся среда обитания есть целостность, где природное и созданное человеком не просто соприкасаются, но органично существуют в единстве и гармонии. Это влияло на весь склад мышления, в том числе мышления художественного, ибо воображаемый, творимый художником мир был ориентирован на природу, с ней сопоставлялась вся внутренняя жизнь человека, из ее явлений рождались те всеобъемлющие метафоры и символы, которые становились выражением основных миропредставлений народа». [5, с.171]
Таким образом, подобная реализация конструктивных способностей бумаги, свойственная оригами, является вполне объяснимой. «Все находит себе удобное, (всякая вещь) устраивает свое место. Ясно, что тьма вещей твердо держится своей естественности. Что же тут делать мудрецам!» [15, с.76] «Великое Дао познается не отходя от звуков, форм и слов, Дао-стезя для шествования, следования своей природе». [18, с.24] «Природу вещей нельзя менять». [15, с.77]
«Чтобы соответствовать Пути,...
Слушайся природы вещей». [66, с.237]
«Мудрец, принимаясь за дело, никак не может пренебречь природным законом (внутреннего соответствия), определенным дао, обойти естество, сде-
42
- Київ+380960830922