Ви є тут

Формирование структуры художественного проектирования трикотажных изделий с монораппортным орнаментом

Автор: 
Коробейникова Валентина Анатольевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
204
Артикул:
1000324076
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ПОНИМАНИЯ МОНОРАППОРТНОГО ОРНАМЕНТА
1.1 Основные содержательные функции монораппортного орнамента.........19
1.2 Основные принципы передачи информации
в системе визуальной коммуникации.....................................21
1.3 Основные принципы понимания информации
в системе визуальной коммуникации.....................................24
1.4 Художественный образ монораппортного орнамента
в системе визуальной коммуникации.....................................27
1.5 Основные формы интерпретации действительности в символах и знаках....29
1.6 Особенности интерпретации мотива в монораппортном орнаменте.......49
Выводы по главе...................................................... 52
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
МОНОРАП1ЮРТНОГО ОРНАМЕНТА
2.1 Основные направления изучения особенностей визуального восприятия.55
2.2 Уровни восприятия монораппортного орнамента в трикотаже...........57
2.3 Формальные признаки композиционной структуры в теории восприятия....60
2.4 Восприятие монораппортного орнамента в экзистенциальной
визуально-предметной среде............................................73
Выводы по главе.......................................................77
ГЛАВА 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ МОНОРАППОРТНОГО ОРНАМЕНТА
3.1 Основные геометрические архетипы в структуре
монораппортного орнамента эмблемного характера........................80
3.2 Метафизические архетипы Платона в геометрической
структуре монораппортного орнамента эмблемного характера..............91
3.3 Формообразующие дшципы симметрии в монораппортном орнаменте....95
3.3.1 Центрально-осе симметрия числовых архетипов......................104
3.3.2 Применение пг ципа спонтанного нарушения симметрии в художественном актировании монорапиортного орнамента
средствами компь ерной графики.........................................110
3.4. Целостность мпозиции монораппортного орнамента
как свойство ст туры...................................................131
Выводы по пг ..........................................................140
ГЛАВА 4. И/ -1НЫЕ МЕТОДЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕСС/ УДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОНОРАТ ОРТНОГО ОРНАМЕНТА
4.1 Психе /ия художественного проектирования как творческого процесса... 144
4.2 Прир ение рационального знания в художественном проектировании.... 146
4.3 Стр /урный подход к процессу художественного проектирования трико* :а с монораппортным орнаментом
от те 1и переработки информации........................................148
4.4 томатизированный метод моделирования процесса художественного
пр тирования монораппортного орнамента эмблемного харак тера...........164
4 Структурная кодификация процесса художественного проектирования
юраппортного орнамента эмблемного характера.........................165
4.2 Архитектура (организационная структура) программы проектирования
лруктур монораппортных орнаментов эмблемного характера.................177
4.4.3 Оценка программы проектирования структур
монораппортных орнаментов эмблемного характера.........................182
Выводы по главе........................................................184
Заключение.............................................................187
Краткий словарь терминов...............................................191
Условные сокращения....................................................196
Список литературы......................................................197
31
Это умение давало их обладателям автоматическую власть над соплеменниками: они могли призывать богов и демонов; их амулеты, свитки, печати, молитвенные жезлы, маски и другие символы-атрибуты стали не только ритуальными предметами, но и объектами поклонения и веры.
Одной из первых форм управления общественным сознанием были запреты, первоначально имевшие форму «табу» — запрета особого рода, выступавшего в качестве нормы поведения и регулировавшего доступ к нище (мясу). Наряду со следованием запретам, очевидно, существовало и стремление к их нарушению, которое могло возникнуть под влиянием сильных биологических инстинктов (например, голода) — отсюда и жесткость запрета [23]. Известный антрополог Б. Ф. Поршнев допускал возможность возникновения первых изображений на стенах обитаемых пещер (а именно отпечатков рук, часто скрытых под более поздними рисунками) в связи с запретом трогания — обойти запрет и все же прикоснуться. Этот вывод сделан ученым на том основании, что изображенные в глубокой древности объекты, попадали под общее объединяющее их понятие: «То, чего в натуре нельзя (или то, что невозможно) трогать», например, огонь, изображенный с помощью красной и желтой охры, кровь (жизнь человека), зубы хищников и др. В изображениях подобного рода как бы реализуется возможность осязания так же, как и в некоторых детских рисунках и игрушках, которые не только изображают предметы, но и «выражают категорию запрета, которым отгорожена жизнь детей от мира взрослых» [46, с 464], и к которому дети постепенно приобщаются в процессе игры. «Мы воспринимаем, — писал А. Р. Лурия, — не геометрические формы, а образы вещей, известных нам из нашего прошлого опыта. Это значит, что из всей массы раздражителей, действующих на нас, мы отбираем те признаки, которые играют ведущую роль в выделении функции вещей, а эти признаки иногда носят не зрительный характер, мы обозначаем вещи названиями, и это участие речи в восприятии придает ему обобщенный категориальный характер» [Цит. по 46 ].
Кроме языка в его фонетической и письменной форме, представляющего основную и наиболее изученную наукой знаковую систему, человечество разра-
32
ботапо множество больших и малых знаковых систем в разнообразных областях науки: математике, физике, химии, кибернетике; сложную, имеющую
многовековую историю систему музыкальных знаков и, наконец, бесконечное количество знаковых групп и отдельных символов, используемых человечеством в самых разнообразных областях труда и жизни: знаки профессиональных различий, автодорожные, железнодорожные и речные знаки, государственные эмблемы, гербы городов.
Знаковыми проблемами занимается семиотика, название которой идет от греческого слова вегтов (знак). В основе их лежит анализ природы знака и связанная с ней проблема коммуникационных отношений в человеческом обществе. Семиотика отвечает на вопросы, что такое знак, но каким законам он формируется, какими нитями связан с психологией человека, с механизмом мышления и как отдельные знаки складываются в знаковые системы и языки.
Семиотика утверждает, что любой знак обладает предметным значением — отсылает воспринимающего к обозначаемому предмету. Кроме предметного значения, знак обладает также смысловым значением, которое представляет собой след предмета, хранящийся в памяти человека, воспринимающего знак. Смысловых значений может быть много в зависимости от богатства опыта воспринимающего. В знаковой ситуации смысловое значение вызывает действие или расположение к действию.
Основной принцип выражения содержания МРО строится на символах. Символ это тоже знак, но не условно абстрактный, как буквы, нотные знаки или знаки точных наук. Символ — это знак, имеющий самостоятельное общедоступное содержание. Художники используют язык символов и своим творчеством постоянно расширяют пределы его значений.
К историческим категориям символов когнитивной формы интерпретации действительности можно отнести: астрономические, астрологические,
алхимические.