Ви є тут

Технология и формообразование в проектной культуре дизайна : Влияние технологии на морфологию промышленных изделий

Автор: 
Базилевский Александр Андреевич
Тип роботи: 
Влияние технологии на морфологию промышленных изд
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
191
Артикул:
184042
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................................3
Глава 1. Роль технологии в теории и практике промышленного дизайна первой половины XX в.
1.1. Различные подходы к определению технологии с философской и научной точки зрения ............................................................................14
1.2. От ремесленного к промышленному способу производства. Инженерный и художественный подходы в проектировании машин...........................................21
1.3. Освоение формообразующего уровня технологии в 1920 - 30-е гг...............26
1.4. Технологические предпосылки стайлинга и аэродинамического стиля
в дизайне 1930 - 50-х...........................................................44
Глава 2. Поиски новой художественной выразительности в области синтеза проектных и производственных технологий. (2-я половина XX в.)
2.1. Дизайн и технология: новые подходы в проектировании на пороге научно-технической революции в 1950 - 60-е гг..........................................57
2.2. Специфика экспериментов итальянского дизайна в 1950-70-е гг................67
2.3. Технология в дизайне постиндустриального периода в 1980-90-е гг.: технология как основа проектного метода, технология как стиль..................................77
2.4. Практика и эксперимент отечественного дизайна в 1970-90-е гг...............94
Глава 3. Вопросы технологии и формообразования в условиях современных производств
3.1. Технического прогресс, развитие «механизма осуществления функции изделия» и методы проектирования............................................................109
3.2. Дизайн и инновации в системе современных производств. Характеристика «сопровождающего» и «перспективного» проектирования....................................128
3.3. Особенности взаимопроникновения проектной и производственной деятельности ..138
3.4. Типология технологий проектно-производственной деятельности и их морфологическая выразительность в форме промышленного изделия.............................147
Заключение.....................................................................153
Библиографический список.......................................................155
Приложения.....................................................................162
ВВЕДЕНИЕ
3
Одним из терминов, определяющих характер данного исследования, является термин «технология». Этот термин широко используется в разных сферах сегодняшней жизни, практической и теоретической работе, как в научной, так и в популярной литературе, и стал, возможно, даже в некотором роде модным. Это привело к тому, что диапазон трактовок термина «технология» может быть необычайно широким, а употребление нередко мало оправдано. В этой связи особое внимание в начале исследования уделено определению понятия технологии с точки зрения философии, искусствоведения и теории дизайна.
На первый взгляд, термин, пришедший из области точных наук: химических, производственных и прочих процессов, кажется далеким от вопросов дизайна и искусствоведения, которым ближе понятия образа, композиции и художественной выразительности. Однако практика промышленного дизайна показывает, что проектирование, опирающееся на реально существующую технологию, так же как и проектирование, осознающее технологию в качестве процесса влияющего и задающего определенный тон проектной работе и ее результату, является наиболее адекватной формой для успешного функционирования дизайнеров, конструкторов и технологов. Опосредованно представляя технологические процессы, мысленно предполагая и моделируя их уже на этапе проектирования изделия, дизайнер может добиться адекватной передачи проектной концепции в форме готового изделия, а, следовательно, достижения задуманной образности, композиционного решения, художественной выразительности изделия в целом.
Наиболее употребительным термином в искусствоведении, в чью сферу попадают вышеперечисленные понятия образа, композиции и художественной выразительности, и одновременно близкий к понятию технологии, является термин «тектоника» (от гр.- тот-пик, строитель). Он обозначает художественную выразительность конструкции в форме предмета или постройки. Этот термин пришел в теорию дизайна из архитектуры, где тектоника, или архитектоника, проявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей. В более широком смысле архитектоника означает композиционное строение любого произведения искусства, обуславливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. В дизайне тектоника также выявлена через материал и конструкцию промышленного изделия и зависит как от художественного и инженерного решений, так и от процессов и методов проектирования и технологии производства. Однако одним из недостатков рассмотрения морфологии вещи с точки зрения тектоники является отсутствие в
18
ется человеком. С точки зрения понимания техники как искусственного образования, даже выращенная в пробирке биологическая культура является техникой.
Мы определили так же, что техника как инструмент, средство представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Противоположный пример - творчество античных техников, которое мыслилось не как «создание новой природы», а как искусственная, поэтическая и художественная реализация заложенных в мироздании вечных изменений и превращений разных «фюсис» (природ). Считалось, что всё - уже сотворено, - человеческая деятельность только выводила из скрытого состояния тс или иные конкретные творения. В новое время техническое творчество -это сознательный расчет, заведомое проектирование сил (процессов, энергий) природы для нужд и деятельности человека.
В современном мире техника неотделима от широко понимаемой технологии, где технология - не только определенная сторона организации производственных процессов, но самостоятельный мир, «совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется уже достигнутой технологией и различными социокультурными факторами и процессами». [82;С.511 Развитие технологии предполагает как установление связи между природными процессами и техническими элементами, так разнообразные комбинации уже сложившихся идеальных объектов внутри системы техники.
Функция технологии в обеспечении тех или иных цивилизационных завоеваний, работе механизма новаций и развития. Очевидно, что технология - это одна из специализированных форм развития деятельности. Технология как деятельность по производству артефактов, искусственных образований, промышленных изделий, - это «производственная технология». Технология как деятельность в узком производственном понимании складывается, когда человек начинает сознательно строить цепочки технологически связанных процессов. Когда ученые и инженеры обнаружили тесную связь между технологическими операциями и принципами, состоянием науки, техники и производства и различными социальными и культурными процессами и системами пришло широкое понимание технологии («глобальной технология»). Можно сказать, что логика внутреннего развития техники, обусловленная состоянием самой техники, развитием и характером общественных знаний, развитием проектно-конструкторской деятельности, особенностями социокультурных систем и процессов, и есть технология.
Как искусственные образования, и технология, и техника живут и употребляются по «логике деятельности» то есть они, например должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к средствам и продуктам деятельности. Как системные образования, близкие системам природным, техника и технология живут и потребляются по законам первой
19
(физической реальности) или второй природы. В зависимости от того, какой смысл придается технике и технологии, они могут использоваться так или иначе. Технология может быть рассмотрена не только в узком понимании, как «технологический процесс», но и в широком - как своеобразный мир, часть культуры, со специфической образной системой, отличной от природного мира, но порой приближающейся к нему.
Следует отметить, что в современной культуре техника и технология становятся специфическими культурными символами (престижа, успеха, моды, стиля, силы и т.п.). Это обстоятельство среди прочих обуславливает моральное старение технических изделий, что в свою очередь приводит к разработке новых поколений технических изделий и технологий. Так возникает замкнутый круг: техника и технология порождают потребности человека и общества, которые удовлетворяются техническим же путем; в свою очередь, новая техника делает актуальными новые потребности.
В искусстве технология переживалась и использовалась разными способами. В Античной Греции, откуда берет свое происхождение корень «технэ», технология представляла собой нерушимый сплав высокого искусства и ремесла. С самых ранних веков вплоть до эпохи Платона слово «техне» стоит у греков рядом со словом «эпистиме». Оба они именуют знание в самом широком смысле: они означают умение ориентироваться, разбираться в чем-то. Знанием приносится ясность, раскрывается потаённое. Словом «техне» обозначался и «пойесис» изящных искусств. Искусство понималось «выводящим и являющим раскрытием потаснности и тем самым принадлежало к «пойесису», поэтическому раскрытию по-таеиности». [89;С.238] Решающая суть греческого понимания «тенхне», предшественника «технологии», заключается вовсе не в операциях и манипуляциях, не в применении средств, а в этом раскрытии. То есть «гехне» для греков - способ познания мира, причем не столько технологический, сколько поэтический.
Искусство древних греков разумно, гармонично. Тектоника архитектурных сооружений строится на ясном сопоставлении несущих и несомых частей и соразмерна человеку. Работа конструкции, материалы, взаимосвязь между элементами ясно воплощены в ордерных системах. Иное проявление технологии в египетской цивилизации, многие древнеегипетские технологии и «ноу-хау» до сих пор не разгаданы. Объекты предметного мира Древнего Египта поражают высоким мастерством исполнения: достаточно сравнить тончайшие эпюры колеса древнеегипетской колесницы из Каирского музея с грубыми по формообразованию колесами повозок, использовавшихся намного позднее в Средние Века. В то же время, принцип употребления технологии древними египетскими зодчими и ремесленниками отличен от греческого: «происхождение» технологии становится скрыто за вы-