ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ДИЗАЙН: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ДИЗАЙНА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВА
1.1. «Эргоцентризм» как доктрина дизайна постиндустриального общества. Предпосылки становления но<п индустриального дизайна
1.1.1. Человек: смена приоритетов в постиндустриальном обществе
1.1.2. Новые представления о комфорте предметно-пространственной среды города
1.1.3. Принцип «эргоцентризма» в предметном формообразовании постиндустриального общества
1.2. Постиндустриальный дизайн: основные признаки
1.2.1. Миниатюризация: форма предмета следует за эргономикой
1.2.2. Виртуальность (кибер-дизайн): форма предмета теряет свою материальность
1.2.3. Интерактивность: предмете «формой-хамелеоном»
1.2.4. Искусственный интеллект: форма предмета следует за эмоциями человека
1.3. «Эргоцентрическая модель» предметного формообразования в постиндустриальном дизайне
1.3.1. Уровень непрерывного биомеханического диффузионного контакта человека с предметом
1.3.2. Уровень продолжительного тактильного контакта человека с предметом
1.3.3. Уровень кратковременного сенсорного контакта и моторики
1.3.4. Уровень визуального контакта человека с предметом
Выводы по первой главе
Глава 2. ДИЗАЙН И ГОРОД: ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАК ОСОБЫЙ ВИД 11РОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СИНТЕЗА
2.1. Становление дизайна городской среды как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности
2.1.1. Синтез дизайна на уровне скульптурных и предметных форм. Кинетические объекты как предтече интерактивной предметной среды города.
2.1.2. Синтез дизайна на уровне архитектурных объемов. Суперграфика как форма отрицания архитектурных канонов.
2
2.1.3. Синтез дизайна на уровне городских пространств. Пешеходные улицы как первые формы высококомфортных городских пространств.
2.1.4. Синтез дизайна на уровне градостроительных структур. Исторические предпосылки градостроительного подхода к организации предметнопространственной среды.
2.2. Дизайн города: современные тенденции
2.2.1. Интерактивность и интерактивность предметно-пространственной среды города (эмоционально-психологический аспект).
2.2.2. Ландшафтная морфология в формообразовании элементов городского дизайна (экологический аспект). Ландшафтный дизайн как средство гуманизации техногенной среды современного города.
2.2.3. Локальные архитектурно-художественные стили (художественностилистический аспект). Метод «фирменных стилей» в дизайне города как средство его индивидуализации.
2.2.4. Высококомфортная городская среда (эргономический аспект).
2.2.5. Стирание границ между экстерьерными и интерьериыми пространствами города (функционально-пространственный аспект').
2.3. «Дизайн-пространство» как новый тип высококомфортных городских пространств
2.3.1. Прототипы компактных «эргономичных» пространств («дизайн-пространств»)
2.3.2. Понятие и основные признаки «дизайн-пространств»
2.3.3. Типология «дизайн-пространств»
2.3.4. Принципы взаимодействия «дизайн-пространств» с архитектурными пространствами города
Выводы по второй главе
3. ГОРОД И ЧЕЛОВЕК: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ-КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГОРОДА (ДИЗАЙНА ГОРОДА)
3.1. Организация пространственной структуры города на основе традиционного дедуктивного подхода
3.1.1. Развитие дедуктивного метода организации пространственной структуры города. Исторический аспект.
3.1.2. Дедуктивная градостроительная модель: состояние проблемы
3.2. Организация пространственной структуры города на основе альтернативного индуктивного подхода
3
технологической революции является ее глобальность: она затрагивает не частные области общественного производства или отдельные социальные процессы, но непосредственным образом порождает новую экономическую и социальную реальность [155].
Одним из внешних проявлений технологической революции второй пол. XX в. стало постепенное вытеснение человека из сферы непосредственно материального производства. В результате этого возникают изменения структуры занятости населения - сокращается доля промышленности в пользу отраслей третичного сектора20, происходит экспансия сферы индивидуализированных услуг и информации.
Информационная революция к. XX в. Знания как основные ресурсы общества. Информационные технологии обретают со второй пол. 1970-х гг. качественно новую роль в производственном процессе. По данным экономистов в 1980-е гг. информационный сектор впервые обеспечил большую часть создаваемых в экономике развитых стран новых рабочих мест. Быстрые темпы развития информационных отраслей хозяйства стали вес больше привле-
21
кать внимание инвесторов .
Информационная революция радикальным образом начала изменять технологический базис общественного производства22.
ным решениям происходит по нарастающей. Согласно «Закона Мура» на протяжении последних двух десятилетий быстродействие микропроцессоров персональных компьютеров удваивается в среднем каждые восемнадцать месяцев [155].
20В постиндустриальной теории при рассмотрении изменения структуры общественного производства методологической базой служит предложенная КЛСларком трехсекторная модель народного хозяйства добывающие отрасли и сельское хозяйство; отрасли обрабатывающей промышленности и строительство; производительные и личные услуги.
21В это время резко возрос спрос на программистов, менеджеров, работников сферы образования. В этот же период на потребительский рынок хлынули товары, определившие его современный облик: персональные компьютеры, системы сотовой, спутниковой связи и т.д.
223а 15 лег, с 1980 по 1995 год, объем памяти стандартного компьютерного жесткого диска увеличился более чем в 250 раз, быстродействие персональных компьютеров возросло в 1200 раз. Подобного прогресса никогда ранее не достигалось ни в одной сфере хозяйства [155].
Динамичное ускорение прогресса в информационной сфере стимулируется безграничностью спроса на новые технологические разработки. Как показывает практика, каждая но-
35
На базе использования высоких технологий в последние десятилетия началось формирование отраслей, специфическим образом сочетающих формы материального производства и услуг: производство программных продуктов,
л<>
развитие средств связи, возникновение целой сети Интернет-услуг“ . Информационные технологии продолжают расширять и трансформировать весь третичный сектор, образуя в нем новые «точки роста». «Знаниеемкие» отрасли сферы услуг (включающие в себя здравоохранение, образование, исследовательские разработки, финансы, страхование и т. п.) обнаруживают самые высокие темпы роста занятости и валового продукта24.
Безусловно, такая широкомасштабная технологическая революция не могла не сказаться на развитии дизайна к.ХХ—Н.ХХ1 вв. И, в первую очередь, это коснулось ведущей его области - предметного дизайна. Исследования происходящих в современном обществе кардинальных перемен дают возможность лучше понять те изменения, который претерпевает и дизайн, выявить наметившиеся тенденции и перспективы его развития в Ш-ем тысячелетии, а в итоге - сформировать основу для разработки новых принципов формообразования в дизайне, построения методологических концепций и теоретических моделей, отвечающим происходящим в мире переменам.
вая компьютерная система не только все быстрее приходит на смену предшествующей, но и обеспечивает себе неоспоримый успех на рынке в более короткие сроки. В 1998 году, через два года после запуска в серийное производство микропроцессоров Pentium MMX компании «Интел», их продавалось ежемесячно почти в 40 (!) раз больше, чем процессоров 486 DX через тот же срок после начала их серийного выпуска. К середине 90-х годов количество компьютеров, приходящихся на 100 человек, превысило в США 40 единиц, что подготовило условия для создания всемирной информационной сети - самой быстрорастущей отрасли современной экономики [155].
3 Экономисты уже говорят также о достижении материальным производством некоторого естественного предела своего развития. Сегодня настал тот момент, когда основными ресурсами общества становятся не груд и капитал, а знания и информация. В 1950-е гг. в США появился даже специальный термин «индустрия знаний» (knowledge industries) для обозначения отраслей, связанных с производством и использованием знаний [155].
24 Так, с 1980 по 1993 год в США объем валового продукта в обрабатывающей промышленности увеличился в текущих ценах в 1,8 раза, в сфере традиционных услуг (ремонтные работы, гостиничный бизнес, бытовые и социальные услуги) - в 1,4, в бизнес-услугах, здравоохранении и образовании - более чем в 1,8, а в производстве информации, оказании юридических услуг, в шоу-бизнесе и индустрии развлечений рост составил 2,2 раза [155].
36
- Київ+380960830922