Ви є тут

Проектирование типового металлодекора для жилой застройки Санкт-Петербурга второй половины XIX - начала XX века

Автор: 
Богданова Елена Ивановна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
196
Артикул:
133057
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА 1.
ХУДОЖЕСТВЕННО- ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО АРХИТЕКТУРНОГО МЕТАЛЛА В РОССИИ
1.1. Традиции использования металлического декора
в Западной Европе и России ......................................25
1.2. Исторические центры производства архитектурного
металла в России (Х\ 71- нач. XX вв.) ...........................36
1.3.Развитие технологии производства металлического декора ......46
ГЛАВА II.
ТИПОВОЙ МЕТАЛЛОДЕКОР В ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
2.1.Особенности жилой застройки исторического центра
Санкт-Петербурга ................................................65 ^
2.2. Типология промышленных образцов художественного архитектурного металла...........................................81
ГЛАВА III.
ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ В ДИЗАЙНЕ ТИПОВОГО МЕТАЛЛОДЕКОРА НА ПРОТЯЖЕНИИ 2-Й ПОЛ XIX - НАЧ. XX ВВ.
3.1. Художественные истоки формообразования
во 2-й половине XIX века ...................................... 87
3.2. Стилевые тенденции модерна и неоклассицизма в практике типового проектирования
на рубеже XIX - начала XX вв ...................................112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................130
ПРИМЕЧАНИЯ .....................................................134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................143
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ..............................................161
ПРИЛОЖЕНИЕ I. ИЛЛЮСТРАЦИИ ..................................... 165
3^
ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина XIX — начало XX вв. — это период отечественной культуры, отличавшийся ярчайшим художественным богатством и разнообразием проявлений искусства, науки и техники, новых технологий и, как следствие — дизайна. На протяжении последних десятилетий этот период стал одним из важнейших объектов изучения для отечественных исследователей, он во многом уже осмыслен эстетикой и искусствознанием, но вместе с тем есть целый ряд вопросов, которые представляются актуальными для современного исследования с точки зрения истории и становления отдельных видов художественно-промышленного производства.
В частности, одна из малоисследованных страниц в истории становления российского промышленного дизайна — это разработка и производство типового металлического декора для жилой городской застройки. В контексте данного исследования под металлодекором понимаются разнообразные ограждения на крышах, флюгеры, башни, пинакли, решетки (оконные, балконные, дверные и т. п.), кронштейны, флагштоки, металлические двери и ворота и прочая продукция, выполненная из металла с целью декорирования городских фасадов.
Долгое время историки искусства рассматривали металлический декор в городском пространстве исключительно как произведения декоративно-прикладного искусства, используя при этом термин «художественный металл». Однако сегодня, с позиции современного знания, можно сказать, что такой подход к сохранившемуся художественному наследию не отвечает в полной мере современным представлениям об истоках развития промышленного дизайна и специфике декоративно-прикладного искусства, в связи с чем можно и нужно рассматривать данное художественное явление также и с точки зрения развития промышленного дизайна, поскольку начиная со второй половины XIX в. художественно-промышленное производство металлического декора в России стало приоб-
стности, на концепции заимствования. М. А. Костриц интересует развитие традиций текстильного дизайна ЦУТР барона А. Л. Штиглица в творчестве отечественных мастеров 1930-1950-х гг. (11). А. В. Трощин-ская пытается выявить стилевое и декоративное своеобразие русского фарфора последней трети XVIII в. (12). Продуктом обобщающих исследований последнего десятилетия явились выставки «Протодизайн» и «Эт-нодизайн», которые экспонировались в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге (ноябрь 2003 г.).
С середины 1980-х гг. проявляется интерес к Всероссийским и Всемирным художественно-промышленным выставкам XIX в., являющимся ярким примером культурного синтеза, к их роли в становлении, развитии, внедрении начальных форм художественного проектирования и в формировании эстетической ценности промышленных изделий (Е. Е. Любомирова) (13).
Анализ различных типов национальных орнаментов представлен
А. де Мораном, автором первой истории декоративно-прикладного искусства, освещающей ключевые проблемы формирования национальных школ в русле развития мировой культуры (14). Служащая приложением статья Ж. Гассио-Талабо о дизайне XX в. рассматривается А. де Мораном как обзор новейших направлений декоративно-прикладного искусства, которые не успели еще стать историей и относятся сегодня к области художественной критики.
Формирование единой концепции орнамента и его универсальной декоративной функции связано с традицией европейского искусствознания, историей цивилизации и быта (Ж. Базен, А. Н. Бенуа, Г. Вельфлин, Г. Вейс, П. П. Гнедич, Ф. Готтеирот, Э. Кон-Винер, Э. Панофский, У. Эко) (15). Для второй половины XIX в. характерно образное осмысление орнаментальных форм, без отрицания опыта прошлого, — «реанимация» культурной памяти. В XIX в. орнамент был олицетворением красоты, одним из важнейших факторов развития эстетического вкуса: в это время отмечается его универсальная функция — украшать, а не являться необходимой частью целого. В широко известной монографии Т. М. Со-
- 15-
коловой «Орнамент — почерк эпохи» (1972) орнамент рассматривается как один из самых характерных признаков исторических художественных стилей (16).
Изучение предыстории художественно-промышленного проектирования относится к началу 1970-х гг. Вся библиография по истории становления дизайна в России до начала XX в. включительно насчитывает немногим более десятка наименований. В основном, это работы общего, обзорного характера (М. Э. Гизе, Э. М. Глинтерник, Ф. Н. Загорской, А.
Н. Боголюбова, Д. Н. Цыганкова) или разработки, посвященные изучению конкретных, узко очерченных проблем (Л. Я. Супрун, В. Я. Дани-ленко, А. Л. Бобыкин, И. И. Терехова, Н. Г. Алферов, Е. М. Бизунова, Е. Е. Любомирова) (17).
В диссертации М. Э. Гизе «Зарождение и развитие художественного конструирования в России XVIII — начала XX в.» (1997) и ее же фундаментальном исследовании «Очерки истории художественного конструирования в России-XVIII — начала XX в.» рассматривается первоначальный период истории художественного конструирования (протоди-зайн) как целостный процесс (18). Отмечена его тесная связь не только с развитием материального производства, но и с профессиональной художественной культурой (ремесло, архитектура, прикладное и изобразительное искусство, художественное образование). Основным методом стал сравнительный анализ сохранившихся чертежей и других графических источников и выполненною по ним оборудования.
Новый взгляд на изучение истории художественного конструирования в России Гизе наиболее четко сформулировала в 1997 г.: «На всем пути от простого производственного инструмента до совершенного для своего времени машины техническое творчество испытывало влияние народного искусства, меняющихся стилевых направлений, художественного образования технических кадров, многочисленных художественнопромышленных выставок. Не менее активной была и обратная связь — влияние технической мысли были подвержены философы и ученые, художники и литераторы» (19).
-16-