Ви є тут

Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне : Теоретические концепции и проблемы интерпретации

Автор: 
Бытачевская Тамара Никифоровна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2005
Артикул:
321024
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Анализ художественного мышления и “культурной памяти” изобразительного искусства конца XIX - XX века
1.1. Сущность и философия эволюционной культуры. Социокультурная динамика и искусство историзма
1.2. Искусство как форма мышления, предмет эстетической ценности и его формообразующая сущность
1.3. Природа художественных стилей их вариация и эволюция
1.4. Эстетическая конструкция, форма и художественный образа. Категории красоты, прекрасного в философии, в искусстве, дизайне
1.5. Развитие нового мышления XX века. Искусство авангарда -источник формы
Выводы
Глава 2. .Анализ сущности и эволюции дизайн-деятсльности
2.1. Сущность и отличительные особенности дизайна как рода деятельности
2.2. Дизайн-деятельность по созданию новых предметов и форм организации предметной среды. Функционализм и проблемы гармонизации формы
2.3. Влияние художников авангардистов на формообразование в дизайне
2.4. Эволюция стилистических особенностей процесса дизайнерского формообразования
2.5. Теоретические модели процесса формообразования в дизайне Выводы
Глава 3. Психология зрительного восприятии и пространство формообразующих процессов в дизайн-творчестве
3.1. Психофизиология восприятия, мышления и понимания среды обитания и деятельности человека. Когнитивные модели
3.2. Особенности исследований психофизиологии восприятия предметов дизайна
3.3. Специфика дизайнерской деятельности и содержание творческого процесса
3.4. Виртуальная реальность и психология дизайн творчества Выводы
Глава 4. Технология формообразования в дизайне
4.1. Пространство творчества формообразования и структура креативного процесса дизайна
4.2. Образование форм в пространстве творчества
4.3. Гармония форм и цвета в композиции предметов дизайна
4.4. Комбинаторика композиции в формообразовании
4.5. Научные основы гармонии формообразования в дизайне Выводы
Глава 5. Моделирование форм среды обитания и деятельности человека в начале XXI века
5.1. Проблемы формообразующих факторов “информационного” стиля дизайна начала XXI века
5.2. Актуальные тенденции развития стилей и формообразования в дизайне современного интерьера
5.3. Эволюция функционального образа вещи
5.4. Коммуникативная культура. Дизайн среды деятельности -среды Интернет
5.5. Дизайн формирования знаний на информационных носителях
157
162
175
187
197
199
207
215
224
234
242
245
259
265
271
282
з
определяется числовыми соотношениями, которые, оформляя аморфную материю, обладают энергией и говорят о разумной основе бытия. Искусство подражает посредством ритма, слова и гармонии. “Музыка, например, подражает гармонии небесных сфер” (Пифагор), “пластические искусства - животным” (Демокрит), предметам и явлениям материального мира. Но создание произведения основано на норме - “золотом сечении”, пропорции которого ложатся в основу строительства храмов и скульптурных произведений. Тем самым воспроизводится мировой порядок. Эта концепция получает развитие в эпоху Возрождения. От средневековья наследуются пантеистические представления, поэтому красота природы, которую воспроизводит искусство, мыслится как величайшее божественное творение. Таковы взгляды Леона Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера и др.1 “Под подражанием природе понимается нечто большее - не только сама природа, но элементы человеческой культуры” (Вико, Вазари), ведь новая эпоха обращается к классическому античному идеалу. Антропоцентризм - основная черта культуры заключается в том, что в центре внимания оказывается всесторонне развитая, титаническая личность, способная жить всеми страстями. Найдя аналог телесной красоты в античности, ренессанс, однако, ищет свой путь изображения гармоничного человека - это измерение и поиск “усредненной красоты” (Дюрер) на основе пропорций реальных людей. Искусство подражает также античной гармонии, божественной красоте и предметности окружающего мира, оказываясь очарованным многообразием вещей и явлений.
В Новое время, когда на смену Возрождения пришли дисциплина и порядок, порожденные государственным абсолютизмом и рационализмом, формулируется доктрина классицизма. Искусство являет собою подражание облагороженной природе и рафинированным римским образцам. “Подражание основывается на знании и соблюдении незыблемых правил ху-
2 Днкки Д. Определяя искусство. / Американская философия искусства. - Екатеринбург: Бишкек, 1997.
дожественного творчества” (Н. Буало). Рационалистическое понимание искусства несколько преодолевается в эпоху Просвещения под влиянием развивающихся свободных буржуазных отношений.
В русле подобной теории предмет отображения наиболее широко понимается как общественное бытие. Оно определяется как воспроизведение жизни, причем главным предметом выступает человек. Искусство воспроизводит общеинтересное в жизни, но не оригинальное, а то, что соответствует общественным интересам.
Таким образом, в русле этой теории предмет был расширен до того, что акцент оказался перенесенным с природы на человека. Однако возникла проблема, обусловленная трактовкой искусства как вторичного продукта по отношению к действительности.
Как объяснить творческий характер искусства, если оно подражает природе? Впервые эту проблему осознали французские просветители: если искусство воспроизводит действительность, отражая нравы людей, а система общественных отношений времени явно противоречит принципам гуманизма, является столкновением своекорыстных интересов, скоплением злобы и лжи, то, как возможно, что искусство дает людям передовой идеал.
Ответа на этот вопрос просветители не нашли по причине созерцательности концепции искусства. Перенос акцента на общественную жизнь человека позволил решить проблему идеала, но проблему творчества не решил, ибо привел лишь к ее новой формулировке.
Творчество - продукт особой человеческой способности - воображения, создающего нечто необычное. Воображение ткет яркий ковер вымысла, который всегда оригинален по отношению к здравому смыслу, привычному ходу вещей, повседневной рутине или формально-логическому мышлению, а искусство выступает как предмет, вызывающий шок. Впоследствии роман-
1 Пигулевский В.О. Искусство: классика, модерн, постмодерн. - Ростов-иа-Доиу: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001.