Ви є тут

Проективографический метод в дизайне плоскостных и объемных объектов : Методика и практика

Автор: 
Виноградова Нина Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
269904
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................4
ГЛАВА 1. ФОРМОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Исторические этапы развития геометрического формообразования................................11
1.2. Пропорция золотого сечения и ее формообразующая
роль в системе геометрических знаний............20
1.3. Развитие формообразующих идей в различных теориях искусства ......................................56
ГЛАВА И. ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ
АДАПТИВНОГО МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. Истоки нового метода отображения пространства на
плоскости ..............................................63
2.2. Теоретические основы проектнвографии....................69
2.3. Спектр возможностей компьютерной деятельности на основе адаптивного метода проектирования.........90
2.4: Роль проектнвографии в развитии новых идей
формообразования........................................99
'2.5. Концепция проективографнческих закономерностей
построения формы в дизайнерской деятельности...........112
ГЛАВА III. МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ПРОЕКТИВО-ГРАФИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЭПЮР КЛАССА ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ
5.1. Характеристика эпюр класса золотого сечения...122
5.2. Методика практической формообразующей деятель* ности по эпюрам .....................................139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................203
ПИТЕРАТУРА ...................................207
20
1.2. ПРОПОРЦИЯ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ И ЕЕ ФОРМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Начало учения о пропорции золотого сечения учёные и иссле->ватели находят ещё в античной эстетике. Трудно с определённос-ю сказать, когда возникли первые суждения о пропорциях вооб-е, то есть о гармонических математических отношениях. Началь-ле сведения о пропорциях имелись в вавилонском и индейском уче-1ях. Исторический опыт развития искусства и естествознания побывает, что в народном творчестве, в лучших произведениях архи-ктуры, в исследованных объектах живой природы наблюдаются •гически законченные, построенные на определённых законах со-змерности. Одной из наиболее интересных, важнейших соразмерней, зрительно хорошо воспринимаемых, является пропорция 30-•того сечения.
В чём же сущность пропорции золотого сечения? Слово «про--рция» ввёл в употребление Цицерон в I веке до н.э., переведя им латынь платоновский термин «аналогия», который буквально начал «вновь-отношение» или, как мы говорим, соотношение. В честве меры соотношения симметричного и асимметричного час-и выступает пропорция. Возьмём простой пример - деление отрез-прямой. Если отрезок разделить пополам, зеркально-симметрич-, то такое деление выглядит чересчур уравновешенным, мёртвым, ли же точку деления взять слишком близко к одному из концов резка, то новая конфигурация будет неуравновешенной и беспо-йной. Только некоторая «золотая середина», которая в данном /час отнюдь не является геометрической, обеспечит желаемое един-
2)
0 симметрии и асимметрии.
Такое деление отрезка, по преданию, было известно ещё Пифа-■у и называлось им золотой пропорцией. Впрочем, скорее всего отая пропорция была заимствована Пифагором у древних егип-, которые знали её задолго до Пифагора и которых он посетил в их странствованиях но свету. Золотая пропорция определяется деление отрезка на две неравные части, при котором меньшая из : так относится к большей, как последняя ко всей длине отрезка.
1 античной эстетики чрезвычайно важно интуитивное конструи-ание «золотого» деления. Интуитивность здесь только подчёрки-т особую органичную направленность античного сознания на ссации целого, находящегося в одном и том же отношении с лю-: своей частью при последовательном, постоянном и непрерыв-1 переходе от большей части к меньшей. Органичность этого за-а для Платона в самой чёткой форме вытекает из всей его фило-ской теории. Ведь если идея, по-разному воплощаясь в материи, аётся всё же сама собой, то ясно, что при переходе от большего лощения к меньшему мы везде будем иметь закон золотого сече-, т.с. везде целое будет так относиться к своей большей части, как последняя к меньшей. В количественном отношении пропорция этого сечения выражается иррациональным числом 1, 618 033 .., или, округлённо с точностью до третьего знака, числом 1,618. цепринятым обозначением её является буква Ф. Обозначение зо-эго сечения через Ф было предложено английскими математика-Барром и Шоллингом в математических приложениях к книге Т. а «Кривые линии в жизни» (Лондон, 1914 г.). Знак Ф - первая бук-ьмени Фидия, выдающегося скульптора Древней Греции, приме-иего золотое сечение в своих произведениях. Есть основание по-