Ви є тут

Корпоративная социальная ответственность российского бизнеса: проблемы становления и экономическая эффективность

Автор: 
Садреева Эльвира Фаргатовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
273248
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...................................................................3
1. Теоретические и методологические основы экономической природы корпоративной социальной ответственности..................................14
1.1 Эволюция научных исследований корпоративной социальной ответственности.........................................................14
1.2. Содержание основных понятий социальной корпоративной ответственности в зарубежной и отечественной социологии...............41
1.3. Методы диагностики влияния КСО на социальную эффективность экономических решений.................................................69
2. Практика становления корпоративной социальной ответственности российского бизнеса.......................................................86
2.1. Специфика формирования российской модели корпоративной социальной ответственности............................................86
2.2. Социальные и благотворительные программы Республики Татарстан как форма проявления социальной ответственности бизнеса..................106
2.3. Новые подходы к повышению эффективности КСО: разработка Стандарта корпоративной социальной ответственности для ООО «ТАТКЛБЕЛЬ»..........................................................122
Заключение...............................................................132
Список использованных источников.........................................138
Приложения...............................................................150
I
Введение
Два последних десятилетия российское общество переживает очень непростые процессы перестраивания экономической, политической, духовнонравственной жизни к новой капиталистической, «рыночной» общественно-экономической формации.
Можно характеризовать как драматические, пережитые и переживаемые в настоящее время события для многих людей, потерявших фундаментальные ценности их жизни: работ)', стабильно выплачиваемую заработную плазу, социальные гарантии в получении образования и дальнейшего трудоустройства, необходимые для поддержания здоровья медицинские услуги. Существенно снизились уровень и качество жизни трех четвертей российских семей. Не случайно по качеству жизни, индексу развития человеческого потенциала страна отступила с высоких позиций в мире на уровень развивающихся стран с одним из самых высоких децильных коэффициентов. По данным Комитета по программам развития ООН по качеству жизни Россия переместилась с сорокового места в 1990 году на 65 место в 2008 году, по продолжительности жизни с двадцатого места на 136-е. В России 90-х'годов бюджетные расходы на образование, науку, здравоохранение, культуру снизились в 2-2,5 раза. В результате Россия по данным ООН по качеству образования с третьего места в 1992 году оказалась на 27-м в 2006 году. 1
В научном секторе страны практически не осталось молодых ученых, способных принять и продолжить традиции научных школ, ранее обеспечивавших прорывные технологии освоения космоса, самолето- и судостроения, развития здравоохранения и г.д. В Федеральной целевой программе на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 803 от 23 декабря 2005 года, предусматривалось к 2010 году выделить па расходы на образование 6% от ВВП страны, обеспечить 75% детей до 6 лет дошкольными учреждениями. Фактически расходы консолидированного
3
<
!
таких как сталелитейная, нефтеперерабатывающая, пищевая, химическая, электротехническая, машиностроительная, возникли предприятия нового типа: крупные корпорации, компании, фирмы. Так, объединение нефтеперегонных компаний штата Огайо, организованное Дж. Рокфеллером, контролировало почти полный объем поставок керосина. Объединение небольших, недорогих магазинов под эгидой торговца Ф.Вулворта привело к возникновению
торговой сети, приносящей огромный доход с оборота. Замена перевозок скота перевозками свежего мяса в охлажденном состоянии позволила обычному мясоторговцу Г.Свифту наладить систему поставок мяса по телеграфным заявкам для многих терри торий. Позднее возникают такие транснациональные корпорации, как «Дженерал Моторе», «Американ шугар рифайнипг компания и другие.
О том, как воспринимались эти промышленные спруты, можно проследить по работе Элвина Тоффлера «Третья волна».1 Он цитирует редактора газеты «Harvard Business Review» Дэвида Эвина: «Раздражение корпорациями начинает расти в пугающем темпе». Ссылаясь на исследования 1977 года филиала Гарвардской бизнес - школы, Эвин обнаружил «нервную дрожь, охватившую весь корпоративный мир». Согласно этому исследованию около половины пользователей заявили, что они хуже обслуживаются на биржах, чем это было десять лег назад; три пятых опрошенных считали, что качество продуктов ухудшилось; свыше половины не доверяли гарантиям качества продукции. Эвин цитирует обеспокоенных бизнесменов, которые заявляют: «Мы ощущаем себя, сидящими на пороховой бочке». Еще хуже, продолжает Эвин, растущее число людей не просто разочарованных, раздраженных или озлобленных, но... иррационально и неуверенно боящихся новых технологий и рискованного бизнеса».
Согласно Джону Биглеру, управляющему «Price Waterhouse», одной из гигантских бухгалтерских фирм, «народное доверие к американским
1 Российское Трансгуманистическое Движение (Электронный ресурс) : Тоффлер Э. Третья волна. - 2010. -Режим доступа: htlp^/www.transhumanism-m^sia.ni/documcntsfoooks/torflcr/third wavcAhirdw 18.htm
18
корпорациям ниже, чем в любой период Великой депрессии. Американский бизнес и бухгалтерская профессия вынуждены униженно доказывать свою пригодность делу, которое они выполняют... Корпоративное исполнение оценивается по новым недружественным нормам».1
Элвин Тоффлер отмечает, что «те же самые тенденции просматриваются в Скандинавии, Западной Европе, и даже, менее явно в социалистических индустриальных странах. В Японии официальный журнал фирмы «Тоуо1а» фиксирует необычное для менталитета японцев «движение граждан, ранее никогда не наблюдавшееся в Японии,, представляющее собой постоянно нарастающую силу, осуждающую методы, которыми корпорации разрушают нашу каждодневную жизнь». Критики ругали корпорации за низкооплачиваемых работников, за повышение цен, за образование картелей для фиксации цен, за производство некачественных товаров, за тысячи других экономических недостатков. По суть, по выражению Э. Тоффлера, была не в силе критики, а в том, как большая часть критиков принимала внутренние установки корпораций - она смотрела на них как на необходимые экономические институты.
Описывая процессы «демассификации» общества, возрождения национальной, религиозной, этнической идентификации, Э. 1'оффлср делает вывод об углубляющемся кризисе идентичности корпораций. И это требует на фоне широкого мирового движения не просто умеренных изменений в той или иной политике корпораций, а серьезное переосмысление их целей, ибо они уже не могут больше держаться только за новые специализированные экономические функции. Они становятся многоцелевыми институтами под нажимом критиков, законодательства и своих собственных руководителей.
Для нас представляют интерес охарактеризованные Э. Тоффлером причины изменения традиционных целей корпораций в виде зарабатывания прибыли. Он их называет пятью революционными изменениями в реальных
1 Российское 'Грансгуманистичсскос Движение (Электронный ресурс) : Тоффлер Э. Третья волна. -2010. -Режим доступа: h^tp://w\vw.t^^an■shumani■sm•гussia.ru/docu^r^cnLs/bookя^ofУleг/thiгd чулус/ОлгсКу 18.htm
19