Ви є тут

Социальные основы экономической деятельности и развития российских розничных торговых сетей

Автор: 
Кондратова Наталья Валентиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300390
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................... 3
1. Розничные торговые сети и их роль в формировании социально-экономической системы современной России........................... 13
1.1. История развития и современное состояние российских розничных торговых сетей........................................... 14
1.2. Розничные торговые сети в решении российских социальных проблем, розничные торговые сети и социальное воспроизводство в России........................................... 23
1.3. Розничные торговые сети и развитие социального
капитала современной России....................................... 32
2. Социальные основы мотивации экономической деятельности и развития розничных торговых сетей.................................. 52
2.1. Сущность экономического поведения в РТС................. 53
2.2. Персонал в розничных торговых сетях, как ведущий экономический ресурс: проблемы мотивации и развития.............. 65
2.3. Формирование профессионального сообщества работников РТС, его стратификационные 74
характеристики.......................
2.4. Организационная культура в РТС - фактор мотивации
экономической деятельности и развития персонала................... 96
Заключение........................................................ 117
Библиографический список.......................................... 121
Приложения........................................................ 132
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Последние два десятилетия XX века привели к своеобразной революции в системе мировой розничной торговли. Если раньше торговля рассматривалась как звено, соединяющее производство и конечное потребление и основной функцией ее было повышение эффективности в рамках данной связи, то сегодня розничные предприятия определяют политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности и регионам.
С середины девяностых годов началось формирование розничных торговых сетей (РТС) и в России. Создание РТС - один из примеров экономической консолидации в российской экономике. Начало экономической консолидации но мнению академика Г.Б.Клейнера знаменовало переход от «экономики физических лиц» («экономики директоров») к «экономике мажоритарных собственников».
Крупные интегрированные структуры в торговле обладают наилучшими возможностями для организационно-технической модернизации торговли путём осущеегвления собственных крупных проектов, для корпоративного венчурного инвестирования новых разработок и для привлечения иностранных партнёров для осуществления инновационных проектов.
Большинство российских розничных торговых сетей функционируют в условиях весьма сложного конкурентного окружения, высокого уровня рисков, неопределенности и динамичности социально-экономической среды. Интенсивное развитие рыночных отношений требует формирования новых методов управления ими с целью обеспечения их конкурентоспособности и устойчивого функционирования. Несмотря на наличие значительных достоинств консолидационных группировок, их более отдалённые перспективы не столь очевидны и правильность решений по составу, конфигурации, организации их деятельности требует подтверждения временем.
1. Розничные торговые сети и их роль в формировании социально-экономической системы современной России
В настоящей главе будут рассмотрены общие вопросы, связанные с определением места розничных, торговых сетей (РТС) в социальной структуре современного российского общества, в российской бизнес-деятельности и обусловленный этим выбор инструментария для теоретического и эмпирического исследования.
В главе предполагается, что для решения исследовательских задач, связанных с анализом институциональных изменений в российской бизнес-среде, обусловивших возникновение и развитие отечественных РТС и выявления основных стратификационных характеристик профессионального сообщества работников РТС, необходимо провести обзор ведущих отечественных и зарубежных (работающих на территории России) розничных торговых сетей, проанализировать их влияние на состояние отечественного бизнес-сообщества и социума в целом, сделать прогноз потребности народного хозяйства России в торгово-посреднических услугах РТС на ближайшее десятилетие. Кроме того, необходимо описать состояние менеджерского корпуса розничных торговых сетей, охарактеризовать роль специалистов РТС для создания и реализации новых эффективных проектов развития сетевых организаций, выявить субъектов социальных взаимодействий, осуществляемых при этом, исследовать роль РТС в системе социального воспроизводства.
На наш взгляд, деятельность розничных торговых сетей должна быть рассмотрена в контексте социальных возможностей, доступа к социальным и политическим ресурсам, определённое внимание следует уделить показателям социального статуса, престижа, оценки и самооценки социального положения работников РТС, исследовать уровень и харакгер основных источников их доходов, а также особенности самоидентификации этих сотрудников по принадлежности к определенному социальному слою, рас-
смотреть стратификационные предпосылки формирования их профессионального сообщества.
1.1. История развития и современное состояние российских
розничных торговых сетей
Последние два десятилетия XX века привели к своеобразной революции в системе мировой розничной торговли. Рхли раньше торговля рассматривалась как звено, соединяющее производство и конечное потребление и основной функцией ее было повышение эффективности в рамках данной связи, то сегодня розничные предприятия диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности и регионам.
Показательны следующие данные [52]:
— оборот крупнейшей мировой розничной сети Wal-Mart в 1999 году составил 165 млрд. долларов, а в 2000 году он возрос до 184 млрд. долларов, только в США в магазинах Wal-Mart на 1995 год работало 600 000 сотрудников;
— такие розничные сети, как Edeka, Rewe (Германия) насчитывали на начало 2000 года в своем составе более 10 000 магазинов различног о формата;
— в соответствии с данными, опубликованными в специализированном маркетинговом журнале Speaks за 1999 год менее 10% от общего числа магазинов США обеспечивают более 50% всего розничного товарооборота страны. При этом на 10 крупнейших розничных сетей приходится более 15% всего розничного товарооборота США;
— . на четыре крупнейших фирмы в области розничной торговли Великобритании (Sainsbury/Savacentre, Tesco, Argyll и Asda) приходится общая доля различных продовольственных матинов и аптек почти в 40%.
Таким образом, важнейшим фактором развития и роста значения роз-