Ви є тут

Поведение на рынке труда как проявление профессиональной компетентности

Автор: 
Озмидова Елена Вячеславовна
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000306202
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение............................................................3
Глава 1. Изменение поведения субъектов рынка труда в условиях социально-экономических трансформаций...............................9
1.1. Влияние социально-экономических трансформаций на поведение субъектов рынка труда в процессе найма
персонала.......................................................9
1.2. Роль профессиональной компетентности в процессе найма персонала..........................................................31
Глава 2. Взаимосвязь методов найма и подбора персонала и методов маркетинга персонала на рынке труда................................49
2.1 Сравнительная характеристика методов найма и отбора персонала на зарубежном и российском рынках труда............................49
2.2 Роль методов маркетинга персонала в процессе поиска и найма персонала..........................................................75
2.3 Резюме как инструмент профессионального самомаркетинга 89
Глава 3. Резюме как индикатор поведения кандидатов в процессе поиска работы и способ оценки рынка труда.................................97
3.1 Поведение работодателей на рынке труда в процессе найма персонала..........................................................97
3.2 Резюме как индикатор поведения кандидатов в процессе поиска работы............................................................101
Заключение........................................................138
Список литературы.................................................143
Приложение........................................................153
3
Введение
Актуальность темы исследования. Период социально-экономических трансформаций, в котором находится Россия в течение последних 10-15 лет, отличается от предыдущих периодов развития тем, что происходит возрождение, искаженных в годы советской власти, полновесных рыночных отношений в сфере труда.
Появились новые профессии и специальности, которые влияют на возникновение новых социо-культурных установок, требований и правил в социально-экономических, производственных взаимоотношениях. Становление рынка труда повлекло за собой, изменение мотивации, систем ценностей, появление новых форм поведения субъектов рыночных отношений. Социально-экономические трансформации в России к середине 90-х годов привели к «вымыванию» активного трудового слоя, потере квалификации, утрате профессионализма во многих сферах деятельности, в особенности - в управлении.
В тоже время постепенно «нарабатываются» совершенно новые навыки выживания в трудных условиях, навыки планирования карьеры и самопредъявления на рынке труда, гибкость и адаптивность в условиях трансформирующейся внешней среды. «Волны» кризисов, поразившие российскую экономику, «выбрасывают» на рынок труда представителей различных профессий и специальностей, создавая для работодателей, с одной стороны, широкий выбор кандидатов на вакантные должности, с другой стороны, обостряя проблему оценки и подбора претендентов, наиболее соответствующих требованиям должности и целям организации.
Различные аспекты проблем развития рынка труда, а также безработицы, развития человеческих ресурсов, становления службы занятости, повышения квалификации, управления персоналом в разные годы нашли отражение в работах Веселкова Ф.С., Гендлера Г.Х., Гильдингерш М.Г., Генкина Б.М.,
14
на сохранении общины с ее правилами, понятиями чувства справедливости и законности.
В противоположность сельскому воспитанию, горожанин является, прежде всего, профессионалом. И, кроме этого, он достаточно обособлен, индивидуален в своем поведении, ориентирован на личные достижения и заслуги, не связан тесно с семьей и другими социальными институтами. [77] Многие общинные черты взаимоотношений были перенесены на производственные трудовые коллективы и на многие структуры организации жизни в городе (например, распределение жилой площади не по трудовым заслугам, а с учетом размеров семьи и жилищного положения).
Отразился этот стиль «сельского поведения» и на таких моментах в поведении, как:
стремление работать как можно дольше на одном предприятии (это поддерживалось всевозможными поощрениями, и экономическими и психологическими стимулами);
глубокая взаимосвязь всех жизненных интересов работника с определенным предприятием (детские сады для детей работников, отдых на базах, принадлежащих предприятию, получение квартиры, продвижение по службе и участие в общественных организациях). Лишь немногие города России могут определенно предъявить сейчас типично городские поведенческие характеристики населения, сравнимые с городами Западной Европы. Санкт-Петербург тому не исключение, многочисленная волна переселения сельских жителей в Ленинград после блокады, исторически сложившаяся производственная структура города, состоящая из предприятий-гигантов, тормозят, по мнению Нещадина А., современные процессы развития рыночных отношений в сфере труда и экономический рост города. [83].
Экономический тип поведения подразумевает стремление к выгоде, рациональное и самостоятельное принятие решений об образовании, поиске работы, переходе на другую работу, построении карьеры и так далее.
15
Ответственность за результаты своих действий. Российское население демонстрирует пока общинный тип поведения, который явно направляет процессы экономических трансформаций в сторону, противоположную выходу из кризисной ситуации.
Только 6% населения выделяются своей самостоятельностью и активностью [83, стр.215], 27% - ориентируются на повторение поведения
успешных людей, усваивают их навыки, правила поведения, моделируя ситуацию. Но основная часть населения - более 50%, в России зависимы от решения тех или иных властей, то есть проявляют общинный тип поведения, ответственность за результаты своего поведения, также перекладывая на власти, на руководство, в том числе и в сфере трудовых отношений, и на рынке труда. И на руководящих постах в советском хозяйстве также оказывались люди, обладающие таким качеством, как исполнительность.
Механизмы социально-психологического подбора и расстановки кадров были ориентированы именно на такой слой людей, в частности в среднем звене управления. Кадровая система при командно-административной системе имела свою логику, которую можно выразить так «главное найти свое место в жизни и ждать, когда оно освободится». Продвижение по служебной лестнице, получение должности подчас определялось не компетентностью и профессионализмом, а связями и протекциями, о чем было сказано выше.
В ходе изменений последних лет сложилось так, что многие должности и места не освободились, а исчезли при ликвидации различных управленческих звеньев, в ходе приватизации. Прежние схемы устройства в жизни начали ломаться. От участников рынка труда потребовались совершенно иные качества и компетенции. Наиболее подготовленными к новой системе оказались молодые научные и комсомольские работники, что было связано не только с отсутствием у них стереотипов советского поведения, но и