Ви є тут

Туристическая деятельность в системе социально-экономической структуры современного российского общества : Социологический анализ

Автор: 
Табатадзе Ирина Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000274034
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Туристическая деятельность как объект социологического исследования. 18
1.1. Туристическая деятельность как социально-экономический феномен. 18
1.2. Туристическая деятельность в социально-экономической системе российского общества. 39
1.3. Теоретико-методологические принципы социологического анализа туристической деятельности. 61
Глава 2. Место и роль туризма в социально-экономической структуре современного российского общества. 72
2.1 Состояние туристической деятельности в современной России (на материалах г. Москвы). 75
2.2 Тенденции и перспективы развития туристической инфраструктуры в социально-экономической сфере российского общества. 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 105
Библиография 108
Приложение 119
3
ВВЕДЕНИЕ.
«Несмотря ни на что, люди не перестают путешествовать.
В следующем веке ведущими будут два направления развития ;• - туризм и высокие технологии....»
Франческо Франжиалли, Генеральный секретарь ВТО
I. Общая характеристика работы.
Актуальность темы исследования обусловлена
спецификой социально-экономических и политических процессов, происходящих в современной России. Наиболее существенными из них являются возникновение рыночных отношений, развитие новых социальных институтов, формирование новой социальной и психологической среды. Эти процессы обнажили многие язвы нашего общества, как прошлые, так и настоящие, обострили социально-экономические проблемы. Вместе с тем либерализация экономики создала благоприятные условия для повышения экономической, политической и социальной
активности населения, развития рынка труда, увеличения потенциальных масштабов занятости и самозанятости
населения. В полной мере эти процессы характерны для развития туристической деятельности.
Туристическая деятельность в системе социально-экономической структуры современного российского общества представляет собой экономическую отрасль с самой высокой скоростью оборота капитала. Пришедшая на смену плановой
12
Однако несмотря на значительное внимание отечественных ученых к проблемам туристической деятельности, комплексный анализ социокультурной роли туризма в условиях трансформации общественных отношений современной России ещё не получил должного отражения в научной литературе.
Цель исследования - определить место, роль, тенденции и факторы развития туристической деятельности в социально-экономической системе современного российского общества.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
выявить сущность туристической деятельности как социально-экономического феномена;
=> определить место и роль туристической деятельности в социально-экономической системе современного российского общества;
=> обосновать теоретико-методологические принципы социологического анализа туристической деятельности; провести анализ состояния туристической деятельности в современной России;
=> выявить тенденции и перспективы развития туристической деятельности в социально-экономической сфере российского общества, обосновать соответствующие конкретные практические рекомендации.
Объект исследования - туристическая деятельность в социально-экономической структуре современного российского общества.
13
Предмет исследования - механизмы и факторы функционирования системы туристической деятельности.
Теоретической и методологической основой
проведенного исследования выступили положения таких научных дисциплин как социальная философия, социология управления, экономическая социология, социология потребления, социальная психология, потребительская культура, маркетинг и другие. В качестве базового использовался системный, комплексный подход как традиционное направление методологии научного познания социальных процессов, а также классическая системная и интегральная парадигмы теории социального управления.
В исследовании нашли своё применение методы абстрагирования, обобщения эмпирических результатов, методы качественного и количественного анализа информации, методы сравнения, наблюдения, социологического опроса и другие методы научного познания социальной реальности.
Эмпирическую базу исследования составили нормативные документы, регламентирующие туристическую деятельность, материалы государственной и отраслевой статистики, сведения из Мегпе^ опубликованные материалы социологических исследований по родственной тематике, а также эмпирические материалы двух экспертных социологических опросов сотрудников туристических организаций города Москвы, проведенных под руководством автора:
Первый экспертный опрос проводился в октябре 1998 г. Использовалась доступная выборка, в которую вошло 142