Ви є тут

Факторы трудовой мотивации органической социальной организации

Автор: 
Круглов Сергей Валерьевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
195348
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации трудовой деятельности работников органической социальной организации.........................................14
1.1. Сущностные черты современной социальной
организации органического типа..............................14
1.2. Особенности трудовой мотивации работников
органической социальной организации.........................41
Глава 2. Социальные практики совершенствования факторов трудовой мотивации в условиях формирования органической социальной организации............................76
2.1. Формирование системных факторов трудовой мотивации органической социальной организации.........................76
2.2. Социальная оценка трудовой мотивации работников
организации................................................103
2.3. Пути совершенствования факторов трудовой мотивации современной социальной организации.........................113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................160
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................167
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................173
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретической рефлексии новых социальных явлений, отражающих переход к рыночной системе общественного воспроизводства, строительство основ гражданского общества, трансформацию социальных организационных систем.
Россия уже больше 10 лет переживает период глубоких социально-экономических изменений. Модифицируются не только политические, экономические и социальные структуры общества, но и сознание людей, роль и место человека в системе социально-экономического развития социальных организаций общества. Процессы социально-экономических изменений отражаются на повседневной жизнедеятельности населения и влияют на мировоззрение, стиль трудового поведения, потребление, ценностные ориентиры и отношение к устоявшимся традициям производительного труда. Законы рынка предполагают формирование работников инновационного типа с определенной системой ценностей и мотивации трудовых достижений.
В новых условиях классическая организация характеризуется снижением мотивационных основ труда. Ее работники становятся безразличными к нововведениям, интеллектуально ленивыми, профессионально пассивными, возрастает угроза социального противостояния и конфликтных проблем. Работники сопротивляются нововведениям и переменам, им не хватает чувств соучастия, собственности, ответственности, стимулирования образовательной и творческой инициатив.
В современных условиях создаются новые типы организаций, такие как «органический», «обучающийся», «саморазвивающийся», «сетевой», «открытый системный», «виртуальный», «интеллектуальный», «информационный», «многомерный», «круговая корпорация». Многие уже существующие классические организации трансформируются в социальную организацию органического типа. Данные организации социально-адаптивные относительно
16
ции имеют ряд свойств их целевой природы, так как создаются для реализации определенных целей5. Н. Смелзер в этой связи отмечает, что «некоторые группы подобны организациям, так как они существуют для достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные группы. Таковыми, например, являются харизматические группы. Во главе их стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмой»6.
Т. Парсонс доказывает, что всякая социальная организация имеет специфический характер социальных связей с общественной социальной системой, как важнейшими компонентами внешней среды организации7. Поэтому важнейшая черта всякой социальной организации связана с проявлением организационного взаимодействия индивидов. «Происходит таким образом, что этот процесс можно рассматривать как систему в научном смысле и подвергать ее теоретическому анализу, успешно применяемому к различным типам систем в других науках»8.
М. Вебер раскрыл социально-экономический контекст бюрократической организации, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, экономический процесс. При этом бюрократия может превратиться в самостоятельный слой, если ее деятельность, не будет жестко контролироваться9. Дж. Хомане констатирует, что всякую организацию характеризует трехмерное проявление: «физической (местность, климат, материальное окружение), культурной (нормы, ценности и цели) и технологической (уровень знаний и навыков)»10. Д. Росс приходит к выводу, что каждая социальная организация является результатом процесса «превращения» социальных групп в организацию. При этом отмечается, что прежде чем стать организациями,
5 См.: Пригожин А.И. Социология организации. М.: Наука, 1980. С. 79.
6 Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1998. С. 170.
7 См.: Parsons Т. Structure and Process in Modern Society. New York: The Free Press, 1960. P. 45-46.
о
Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002. С. 75.
9 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 127.
10 Homans G. The Human Group. New York, 1951. P. 48.
17
группы прошли одинаковые стадии: «кристаллизации», где каждая осмысливает потребности и принимает решения о мерах по их удовлетворению; «признания», когда лидеры вступают в контакт с другими организациями для обсуждения своих целей и совместных усилий; «институциализации», когда деятельность начинает осуществляться общепринятым способом. К этому времени устанавливаются устойчивые формы взаимодействия между членами группы с представителями других организаций, что и является важнейшим признаком сформированной социальной организации11.
Э. Дюркгейм подчеркивает, что всякая социальная организация характеризуется прежде всего комплексом интеграционных социально-экономических отношений. Собственники предприятий зависят от наемных работников как носителей человеческого капитала, а наемные работники зависят от предпринимателей как работодателей и источника заработной платы. Работники и собственники предприятий представляют собой социально-экономические подсистемы общества, которые интегрированы в социально-экономическую систему общества12.
А.И. Кравченко, И.О. Тюрина доказывают, что социальная организация характеризуется прежде всего микроуровневыми формальными и неформальными отношениями. С их точки зрения социальное пространство может приобретать форму организационного социального пространства. «Организационное пространство - внутренняя топология социальной организации, структура которой задается не столько физическими, сколько статусно-символическими границами. Если уподобить организацию лабиринту, то можно сказать, что здесь тоже существуют свои препятствия. Они ощутимы, но невидимы, ибо формируются из элементов человеческого поведения - социальных ролей, норм и ценностей. Поэтому организации имеют «социальную карту» - особым образом разграфленное организационное пространство, со-
11 См.: Ross G.A. The emergence of organization set in three ecumenical disaster recovery organizations. Human Relations. 1980. P. 33; 23-29. Цит. по: Смелзер H. Социология. М.: Феникс, 1998. С. 171.
12 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. С. 34.