СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ категорий «риск», «неопределенность», «потребительское поведение» и их роль в современном социально-экономическом развитии.................................14
1.1 Теоретико-методологические подходы к выявлению проблем неопределенности и рисков в современном обществе и потребительской
сфере по материала зарубежной и отечественной литературы 14
1.2. Потребительское поведение и потребительский выбор в условиях неопределенности социально-экономической и информационнокоммуникативной среды......................................35
ГЛАВА 2. Социальные аспекты неопределенности и рисков в потребительском поведении.................................................56
2.1. Практика выбора российскими и региональными потребителями товаров и услуг в современных условиях.................56
2.2. Потребительские риски: объективные показатели и субъективные оценки (на примере г.Волгограда).......................78
ГЛАВА 3. Регулирование потребительского рискового поведения в современных российских условиях.....................................92
3.1. Государственное регулирование потребительского рискового поведения........................................................92
3.2. Механизмы социального регулирования потребительских рисков.............................................117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................147
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................160
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эра массового конвейерного производства основных товаров, а затем, последовавшая за ней научно-техническая революция, дали новый резкий толчок развитию производства. На смену недопроизводству и дефицит}' приходит общество изобилия, в котором вместо задач производства и распределения, на первый план выдвинулись проблемы иного свойства: «как продать» и «что купить?». Общество изобилия повлияло на качественные изменения в хозяйственных структурах и институтах. В результате основные стремления индивидов и их социальные позиции стали сосредотачиваться уже не вокруг процесса труда и прав собственности на производственные активы, а притягиваться к процессу потребления, где сама идентичность человека все более связывается с потребительскими практиками. Поэтому, процессы социализации, адаптации, самореализации, общения, идентификации, формирования человеческого потенциала начинают рассматриваться сквозь призму потребления.
Однако потребительское поведение, формирующееся в рамках этих практик, долгое время оставалось периферийным объектом как в экономике, где на первый план выдвигались проблемы производства и распределения, так и в социологии, которая отдавала предпочтение изучению процесса труда и трудовых отношений, а также конфликтам и отношениям неравенства. Чаще изучались структура потребительских рынков, состав и мотивы их участников, а организационное и институциональное оформление процесса потребления исследовалось в основном маркетологами, а не социологами. В то же время, понятие «потребление» носит многоаспектный и многофункциональный социальный характер, поскольку становится атрибутом социума и его прояснение невозможно без изучения потребительского поведения различных социальных групп.
В конце прошлого столетия потребительская проблематика приобретает новую специфику. Современное общество способствовало доминиро-
приводит к дезинформации. В результате наши конкретные действия и поведение осуществляются в условиях незнания, то есть в ситуации неопределенности. Доказывая это, Ф. Найт пишет: «По существу мы действуем, руководствуясь мнением, которое может быть обоснованно в большей или меньшей степени, и представляет большую или меньшую ценность; мы не пребываем в полном неведении, но и не имеем полной и совершенной информации, а владеем только лишь частичным знанием»31. По мнению Ф.Найта «Мы живем в мире, подверженном изменениям, в царстве неопределенности». Кое-что мы знаем о будущем, по не более того; и наши жизненные проблемы, по крайней мере, в части целенаправленного поведения, вырастают именно из того факта, что мы знаем так мало»32.
В своей работе «Риск, неопределенность и прибыль» он исходит из трех основных свойств, которые возникают в обществе неопределенности33:
1) Неопределенность не позволяет предугадать будущие последствия, основываясь на реальности сегодняшнего дня, так как субъект действия мог не сталкиваться с данной ситуацией ранее.
2) Перегрузка информации и невозможность се усвоения и использования не позволяет нам обладать точным знанием о последствиях наших действий, ситуация неопределенности затрудняет постижение настоящего таким, какое оно есть.
3) Субъект не осуществляет свои действия в соответствии с задуманным заранее планом34.
На наших способностях к восприятию, считает Ф. Найт, лежит отпечаток информации, которой мы располагаем. Она, «зачастую является продуктом умозаключений и образом, созданным воображением, нежели непосредственным сигналом, поступающим от нервных окончаний». Дру-
31 Найт Ф. X. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. - М.: Дело, 2003. - С.
195.
32Там же. - С. 195.
33 Там же. - С. 203.
34 Там же.-С. 199.
15
гими словами, та информация, которая поступает к нам и та, что влияет на наши действия, могут кардинальным образом отличаться. Человек, в данном случае, выступает не как машина по переработке огромного потока информации, и не как автомат по принятию рационального решения, а живой организм, который испытывает на себе влияние огромного количества различных факторов. Так, например, продолжает Ф. Найт, на организм оказывает воздействие ситуация, не имеющая физической связи с ним и даже еще не существующая; т.е. речь идет о косвенном влиянии, воздействии через ситуацию, в которой организм находится в данный момент, «...мы должны считать причиной, управляющей нашими действиями, не ту ситуацию, которая имеет место физически, а ту, что находится в нашем сознании»35. Таким образом, Ф. 11айт полагает, что к рисковому относится неожидаемое действие: «Обычно слово «риск» употребляется весьма вольно: так называют неопределенность любого вида, связанную с непредвиденными обстоятельствами неблагоприятного толка»36. Неожидаемое действие возникает в нескольких случаях. Во-первых, когда оно неосознанно, а осуществляется по инерции; во-вторых, когда у человека отсутствует необходимая информация о последствиях необдуманного действия; в-третьих, когда человек занимает пассивную позицию по отношению к своему здоровью и кошельку.
И. Валлсрстайн дает поэтапную характеристику возникновения общества неопределенности. В своей работе «Конец знакомого мира» он подчеркивает уникальный характер XXI века, который не мог не повлиять на социальную ситуацию в целом: «Мне представляется, что социум первой половины XXI века по своей сложности, неустойчивости и вместе с тем
15 Гаврилова К. А. О конструировании понятия «риск» в социологии// Социология: ФМ. Научный журнал Российской академии наук. - 2007. - № 24. - С. 60 - 80.
36 Там же. - С. 225.
16
- Київ+380960830922