Ви є тут

Гендерные основания профессиональной деятельности преподавателя высшей школы : на примере вузов Ульяновской области

Автор: 
Михайлова Наталья Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293334
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
1 Теория и методология исследования гендерных оснований профессионального сообщества преподавателей высшей школы 16
1.1 Преподаватели высшей школы как социально-профессиональная группа 16
1.2 I ендерный подход как методология и стратегия исследования профессиональной деятельности
преподавателей высшей школы 44
2 Гендерные отношения в профессиональном сообществе
высшей школы 70
2.1 Анализ общих характеристик гендерной структуры профессорско-преподавательского состава высшей школы
Ульяновской области 70
2.2 Гендер в контексте профессиональных и повседневных
практик преподавателей 101
Заключение 134
Библиографический список 142
Приложение 1 160
Приложение 2 163
Приложение 3 171
Приложение 4 174
Введение
Актуальность темы исследования. Интерес к гендерным исследованиям, сформировавшийся в российской науке за последнее время, связан с изучением социальных отношений мужчин и женщин в различных сферах жизнедеятельности. Продолжающееся исследование данной области определяется тем, что многие аспекты гендерных отношений мало изучены, и это в полной мере относится к гендерным основаниям профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.
Актуальность проводимого исследования определяется рядом противоречий, обусловленных новыми тенденциями в развитии российской высшей школы. С одной стороны, произошло увеличение спроса/предложения образовательных услуг среди населения, в регионах стали активно открываться филиалы крупных вузов, высшее образование сделалось более доступным, значительно расширился рынок труда для преподавателей. С другой -сокращение финансирования высшей школы, низкая оплата труда преподавателей вызвали снижение интереса к научной карьере. Особую чувствительность к переменам в высшей школе проявили гендерные отношения в профессорско-преподавательской среде. Изменения в системе высшего образования, падение престижа профессии преподавателя привели к сдвигам в гендерной структуре профессионального сообщества. Опок мужчин-преподавателей в другие сферы занятости привел к асимметрии в кадровом составе вузов.
Вместе с тем структурный характер изменений в профессиональной группе преподавателей актуализирует потребность в определении не только макрообъективных факторов, зависящих от условий жизни, социально-экономического состояния общества, но и в изучении мотивации профессиональной деятельности, способов накопления научного капитала. Актуальность исследования гендерных оснований профессиональной
3
1 Теория и методология исследования гендерных оснований
профессионального сообщества преподавателей высшей школы
1.1 Преподаватели высшей школы как социально-профессиональная группа
В рамках данной исследовательской работы мы рассматриваем профессиональную деятельность преподавателей в гендерной проекции, выделяя механизмы воспроизводства и конструирования гендерных различий в профессиональном сообществе преподавателей. Поэтому задача данного раздела заключается в том, чтобы представить социологические основания теоретических подходов к изучению профессионального сообщества преподавателей, позволяющие в последующем перейти к выявлению гендера в профессиональной деятельности преподавателя.
Сделаем два замечания. Первое: теоретический анализ социальнопрофессиональной группы преподавателей нам необходим для аналитического выделения конструирующих гендер структур в профессиональной деятельности преподавателей высшей школы. Второе: соотношение
конструктов «гендер» и «профессионализм» позволят смоделировать особенности деятельности и стиля жизни преподавателя. Исследовательский поиск и формирование «личностного знания» (М. Поланьи) связаны с приращением к имеющимся психолого-педагогическим наработкам социологического инструментария и академической рефлексии.
В мировом академическом сообществе исследование высшей школы входит в круг интересов различных наук: истории, социологии, педагогики, культурологи, теории управления и менеджмента. Исследование социальнопрофессиональной группы преподавателей составляет определенную сложность, поскольку долгие годы данная тематика практически не изучалась в отечественной социологии. В ряде публикаций последнего десятилетия анализ
16
кадрового состава высшей школы становится приоритетным в научных дискуссиях но образовательной проблематике. Однако научно-исследовательский поиск апеллирует в большей степени не к дискурсивным практикам, конструирующим профессиональный опыт и жизненные стратегии, а к институциональным нормам, квалификационным требованиям, профессиональной этике и культуре преподавателей.
Современные исследователи в области гендерной социологии обращаются к изучению основных компонентов деятельности преподавателя: к принципам, целям, содержанию, методам, формам, средствам обучения [148, с. 10]. Вместе с тем профессиональная деятельность преподавателя высшей школы существует не только в «объективированном виде», но и «инкорпорированном виде, в форме научных габитусов, систем, порождающих восприятие, оценки и действия» [23].
Сложившуюся исследовательскую фрагментацию в отношении профессиональной группы преподавателей мы рассматриваем как результат определенного понимания социальной реальности конца XX века. Объяснение этому можно найти у Ю. Хабермаса, который отмечал, что в процессе коммуникативного воспроизводства жизненного мира происходит отделение частного жизненного мира и жизненного мира общественности, повседневной коммуникативной практики и культур экспертов, а также дифференцируются и сами эти культуры экспертов, которые становятся все более и более специализированными. Аргументация Ю. Хабермаса сводилась к следующему: «Чем больше экспертные культуры науки и техники, права и морали, искусства и критики замыкаются в себе, тем больше опасность парцелляции и пересыхания повседневной коммуникативной практики» [155, с. 93-94]. Такими же вопросами П. Бурдье предваряет размышления об унивеситетских мнениях и системах преподавания, выступая против схоластического деления на мужское/женское.
17